«Валентин Серов. Из собраний музеев России»


В канун наступающих новогодних праздников главный художественный музей края – Приморская государственная картинная галерея – приготовил своим зрителям и почитателям искусств незабываемый подарок– масштабную выставку «Валентин Серов». Выставочный проект приурочен памятной дате – 110-летию со дня смерти художника.

Текст: Владимир Петухов, искусствовед, кандидат искусствоведения, доцент, заместитель директора

Приморской картинной галереи по научно-просветительской работе @_vvp_vvo_

Впервые столь масштабная выставка организована вне обеих российских столиц. Так, во Владивостоке экспонируются 60 живописных и графических работ выдающегося отечественного художника из собраний ведущих музеев страны – Государственного Русского музея, Приморской государственной картинной галереи, Омского областного музея изобразительных искусств и Пермской государственной художественной галереи, которые отражают творческий путь мастера на протяжении трёх десятилетий.


Валентин Александрович Серов – самый крупный русский художник конца XIX – начала XX века. Многогранное, глубоко содержательное, чуткое к событиям социальной жизни, ко всему свежему, значительному, искреннее и бескомпромиссное творчество Серова является выдающимся завоеванием русского искусства в области портрета, пейзажа, исторической живописи. Он обладал редкостным чувством красоты и гармонии и как никто умел использовать изобразительные средства и приёмы, безраздельно подчинять их своим замыслам.


Недолгая творческая деятельность Серова развивалась стремительно, художник не знал самоуспокоения, передышек, непрестанно искал, экспериментировал, решая одни задачи, намечал следующие. Он реагировал на общее движение искусства от реализма к новым берегам импрессионизма.


Серовские холсты и рисунки окутывает таинственность. В них сказано далеко не всё, что знает и таит в душе художник, – знает не об изображаемом мотиве, а о живописи и жизни, её смыслах и бессмысленностях, о незыблемой шкале ценностей, позволяющей подниматься над суетливой обыденностью веков, оставаясь книгой, которая не позволяет себя прочитать, тайной, которая не позволяет себя разгласить. Стремление прикоснуться к серовскому искусствопониманию неудержимо.


Значение выставки заключается в том, что в ней соединяются начала и концы его причудливой эволюции, живопись и графика, признанные шедевры и произведения менее известные, принадлежащие разным периодам, жанрам, стилям.


При всём многообразии тем, в которых ярко проявился талант Валентина Серова, портретный жанр принёс ему славу и репутацию автора острых характеристик и зоркого аналитика, умеющего подчеркнуть характерные черты, порой не самые лестные для модели. Особое место в жизни художника занимал детский портрет. Он писал детские портреты вдохновенно, с особенной теплотой. Это было для него своего рода прикосновением к «отрадному» миру. К изображению природы художник обращался исключительно по зову сердца. Там, где ему было хорошо. Эстетика модерна нашла своё отражение на выставке в произведениях, навеянных Античностью.


Выставка «Валентин Серов. Из собраний музеев России» многопланова, как и само творчество мастера. Несмотря на его короткую линию жизни, линия творчества воплотила в себе все основные художественные направления конца XIX – начала XX века.