Вера Лагвилава: «Лучший момент – сегодня!»


Директор по развитию компании «Городской Риэлторский Центр» www.realtordv.ru

Не так давно главными критериями при выборе жилья были цена и местоположение. Сегодня всё меняется на глазах: трансформируются портреты объекта и клиента, растут новые стройки, меняются подходы и стандарты качества. О новой культуре потребления на рынке недвижимости расскажет наш приглашённый эксперт Вера Лагвилава.

Интервью: Юлия Аделова, Фото: Виктория Панченко

– Про ветер перемен. В одну из наших встреч вы сказали, что интерес клиентов к объектам недвижимости стал иным, не больше, не меньше, а другим.

– Определённо. Появился запрос на качество – как самой недвижимости, так и сервиса. Это явление мы наблюдаем во всех сегментах. И если качественный рост коммерческой недвижимости задаётся требованиями бизнеса уже давно, то жилая недвижимость и услуги – это то, что эволюционирует здесь и сейчас. Меняется город, стремительно растут интенсивность застройки и конкуренция, и в итоге клиент получает выбор из гораздо более качественного ассортимента. Люди привыкают к тому, что жильё – не только необходимый минимум типа «стены, пол, окна, дверь», и начинают обращать внимание на детали.


– Формируется некая культура потребления?

– Именно. Это, кстати, заметно и на рынке услуг. Десять или даже пять лет назад у клиента было довольно обтекаемое представление о профессиональной услуге на рынке недвижимости. Люди нанимали риелторов и брокеров, но сценарий был примерно такой: «Мне посоветовали этого специалиста, он будет делать какие-то магические вещи, и в итоге объект будет продан, и вот за это всё я заплачу». Под «этим всем» могли подразумеваться самые разные вещи – от мифических «баз покупателей» до сопровождения сделки. Сейчас такой подход тоже есть, но явно выросла аудитория осознанных клиентов – людей, привыкших к хорошему сервису и понимающих, что он подразумевает. Эти люди рассчитывают, что при заказе любой услуги они получат персонального менеджера, который всегда на связи, круглосуточно отвечает на все вопросы, но не беспокоит лишний раз. Они ожидают, что реализовать их потребность будет штат профессионалов – прозрачно и с полной отчётностью – и что для реализации своей цели им понадобится совершить минимум телодвижений, при этом плановые сроки и условия будут соблюдены. И это ожидается от любого сервиса, в нашем случае – от инвестконсультантов, юристов, риелторов. Люди стали понимать, в чём смысл сервиса, и это очень хорошо.


– С чем это связано?

– По моим ощущениям, это связано с тем, что у нас всё-таки есть средний класс. Что бы ни говорили политологи и экономисты, он есть, и его голос всё громче. Если более обеспеченные люди гораздо раньше получили возможность увидеть хороший сервис благодаря путешествиям, люксовым предложениям и т. п., то локомотивом массового развития рынка товаров и услуг является в первую очередь средний класс. На его коллективный запрос должны отвечать сервисники (мы), и на него же неизбежно реагируют производители (застройщики).


– Например?

– Во Владивостоке лучший пример– это стройка жилья. Семь-восемь лет назад бизнес-классом был любой дом в центре, комфорт-классом – любой дом с витражами и консьержем, экономклассом – всё остальное. Вот и вся классификация. И покупали! А сейчас мы видим, что застройщики объектов бизнес-класса привлекают серьёзные архитектурные бюро, побеждают в федеральных конкурсах со своими проектными и техническими решениями, включают максимум инженерной инфраструктуры, до миллиметра выверяют планировочные решения и вообще стараются сделать комфортной каждую секунду жизни своего покупателя. И одновременно и в самом бюджетном сегменте дома переходят на качественно новый уровень: окончательно формируются пакетные решения в отделке, места общего пользования становятся визуально и организационно приятнее. Для меня первым признаком смены парадигмы стал застройщик, который несколько лет назад волевым решением сделал проезды между домами не «по СНиПам», а пошире – чтобы нормально разъезжались машины. Это был массмаркет, и тогда так никто не делал. А сейчас стараются и улучшают качество почти все.


– Резюмируем. Что ждёт рынок недвижимости в ближайшие пару лет?

– Массовое развитие. Объёмы строительства у нас вырастут в разы, в 2022–2023 годах это станет очевидно. Мы уже знаем, какие земли будут активно осваиваться, и не скрываем этого от клиентов и партнёров: это Патрокл, Чуркин, Зелёный Угол уже развивается, суперактивно будет застраиваться пригород, причём во всех сегментах: и в массмаркете, и в «бизнесе». Пригород нас вообще удивит в ближайшие годы. Развиваться будет всё.


– Если, допустим, к вам придёт клиент и скажет, что хочет квартиру мечты, есть ли ему смысл приобретать её сейчас? Или лучше дождаться более интересных предложений?

– Честно? Я скажу ему: «Бери сейчас!» Да, стандарты растут – и через два-три года многие жилые комплексы будут круче, комфортнее, красивее, чем объекты, которые строят сегодня. Но через два года и цены будут другими. А ещё через два года появятся объекты ещё круче. И так до бесконечности можно откладывать покупку лучшей квартиры в мире. Не откладывайте свою жизнь на потом, лучший момент – сегодня.