Даши Намдаков: скульптура на пальце


На Востоке есть легенда о пылающей жемчужине, покоящейся на дне моря, которую охраняют особенные драконы. Время от времени драконы поднимаются из пучин, цепко держа в когтях и зубах своё сокровище – прекрасную жемчужину, которая не только озаряет всё вокруг розовым светом, но и даёт всему сущему силу, мудрость и гармонию. Браслет «Истина» Даши Намдакова, давший название ювелирной выставке, которая открыта во Владивостоке с 20 марта по 20 июня, изображающий двух драконов, вцепившихся в объединяющую их рубиновую пылающую жемчужину, – символ взаимного созидательного действия инь и ян, порождающих мир, символ всех противоположных и взаимодополняющих сил, символ целостности Вселенной…

Текст: Ольга Щукина @olgafestival Автор идеи: Юлия Аделова @yulia_adelova

Даши Намдаков родился 16 февраля 1967 года в бурятском селе Укурик в Забайкалье.

Окончил Красноярский художественный институт.

Любимый материал – металл, особенно бронза.

За работу художника в картине Сергея Бодрова – старшего «Монгол» Даши Намдаков был награждён премиями «Ника» и «Белый слон». Все доспехи и оружие для фильма были выкованы в его мастерской.

Скульптуры Намдакова находятся в частных собраниях в России, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, на Тайване.


Даши Намдаков – профессиональный художник: скульптор, график, ювелир, декоратор… Его творческая биография складывалась в непростую эпоху перемен. Она отражает ситуацию, которая сложилась в отечественной многонациональной культуре на постсоциалистическом пространстве в 1990-е годы, когда опекаемые когда-то государством таланты оказались выброшенными в бурные воды новой экономической действительности. Даши, как и многим его коллегам, пришлось самостоятельно добиваться признания, пройдя испытания огнём, водой и медными трубами. Рождённый в большой бурятской семье в отдалённом местечке в Забайкалье, Даши, сколько помнит себя, рисовал, резал из дерева, лепил из пластилина. Представления о мире он получал от стариков, рассказывающих о странствиях в далёкий Тибет и Монголию.


Особенное мировоззрение осталось у Даши навсегда: в своих творческих работах он сохраняет наивность и любовь к привычным символам кочевника, проносит искренность и доброжелательность художника из народа в образах зверей, охотников, монгольских красавиц и суровых воинов-номадов. Именно генетическая память позволяет Даши создавать такие потрясающе тонкие, дивные, своеобразные работы.

В экспозиции «Истина: ювелирное искусство Даши Намдакова», расположившейся в зале-сейфе Приморской картинной галереи, собраны избранные ювелирные произведения мастера: кольца, подвески, браслеты и декоративные фигурки из золота, бивня мамонта и драгоценных камней, созданные в период с 2004-го по 2011 год. Все они объединены одной темой – истинного переосмысления художником мифов и истории культуры степных кочевников – номадов, традиций и новаторства, мистики и типических характеров. Почти все экспонаты несут черты восточного магнетизма предметов-оберегов, объёмностью и пластичностью они похожи на скульптуру, которую можно носить на руках, пальцах или груди.


Для ювелирных изделий сегодня мастер выбирает золото и почти не работает с серебром, как и его предки, считает золото сакральным материалом, которому приписывалась возможность дарить владельцам власть и могущество. При этом художник свободно играет фактурами металла, артистично соединяет оттенки золота разных проб, часто использует белое золото, напоминающее традиционное для бурят серебро.


Даши Намдаков применяет различные приёмы обработки металлов и сплавов – гладкое полированное сочетает с почти не обработанным, только отлитым, напоминающим самородки металлом, блестящие поверхности – с матовыми. В качестве дополнений мастер вкрапляет цветные камни – драгоценные синие, красные, зелёные. В большинстве они, как и принято было в древности и на Востоке, не огранены, а отполированы в виде кабошонов и глубоко посажены в пазы металла.

Чаще всего яркие сияющие полупрозрачные крупные кабошоны с эффектом звезды или кошачьего глаза и жемчужные бусины используются для инкрустации глаз, и тогда персонажи оживают. Значительно реже встречаются огранённые бриллианты или рубины – это уже современные тенденции отношения к драгоценностям.


Эскизы украшений в стиле скифо-сибирского анимализма были созданы в 2004–2007 годах. Сам процесс работы начинался с лёгких зарисовок, которые впоследствии трансформируют пластический образ в предмет декоративного искусства. Все нагрудные украшения, кольца, серьги и браслеты рождались среди линий на бумаге, чтобы найти своё дизайнерское решение в цвете и материалах, обрести ювелирную законченность и технологическую проработанность драгоценного объекта.


Как и в скульптурах, в ювелирных украшениях Даши – кольцах, браслетах, нагрудных украшениях-подвесках – характерные черты анималистического искусства кочевников соединяются с мистической энергией самобытного авторского стиля, экспрессивностью пластики, глубокой философичностью и широтой обобщений. В то же время совсем нетрудно обнаружить переплетение традиций мирового ювелирного искусства – от архаики до модных течений XX века. Некоторые браслеты, такие как «Истина» (2004 г.), композиционно почти традиционны для Восточной Азии: головы драконов одновременно обращены и поддерживают объединяющую их рубиновую пылающую жемчужину, в то время как форма и исполнение совершенно новаторские – золото патинировано, рубины глубоко утоплены в металл и напоминают перегородчатую эмаль.

Браслет «Гаруда» (2004 г.) кажется игрой воображения – окольцовывает руку и вдруг образует маску хищной птицы с клювом. В браслете «Дикая степь» (2007 г.) образ одного зверя перетекает в образ другого, вытянутые линии соединяются, взгляд следит за изгибами, и вдруг приходит понимание, что каждая деталь символична. Дикое существо из бурятского эпоса – лев Арсалан – воплощено в коллекции в виде кулона. Его пугающий, охраняющий образ сглаживается плавностью линий, гармоничной инкрустацией.


В нагрудном украшении «Телец» (2004 г.), работая с мамонтовой костью, Намдаков применяет нетрадиционную технику пике, прокалывает кость золотыми гвоздиками, что делает подвеску удивительно современной. Маска тельца кажется неудобной для ношения, но если надеть её на гривну, то рога сразу становятся функциональными: именно на них подвеска фиксируется. Ювелирные украшения мастера при всей своей скульптурности удобны. Небольшой «Лемур» (2007 г.) в кольце оживает, уютно устраивается на пальце, смотрит на своего хозяина глазками-бусинами. В этом украшении проявились ключевые особенности ювелирного стиля Намдакова – синергия экзотической формы и тайны древнего ремесла, подчёркнутая современность, но с точки зрения традиции. С одной стороны, лемур – не традиционное для искусства кочевников животное. Но то, как он свернулся, изгиб его тела – продолжение темы свернувшейся пантеры из скифской традиции.


Для передачи шёрстки лемура Даши использует бриллианты, но сажает их глубоко в материал, имитируя перегородчатую эмаль. Эти приёмы во многом противоречат современным общепринятым законам ювелирного искусства, но для Даши камни не драгоценность, не самоцель, а лишь материал, с помощью которого можно передать своё видение образа, оживить персонажей, сделать их оберегами, тотемами, вложить в них душу.


Искусство Даши Намдакова вне времени. Трудно сказать, кто из учителей или скульпторов оказал на него влияние и каким оно было. В его работах прослеживается многое, но, может быть, это результат его самобытного видения мира. Прежде всего это глубокая память предков, восходящая к народам, кочевавшим по степям Евразии, или особенности искусства Дальнего Востока – Бурятии, Монголии, Тибета, Китая. В его творчестве нет каноничности или некой застывшей традиции, которая отличает большинство характерных работ художников Азии. Его образы не подчинены канонам, скорее, они являются отходом от них, оказываются неожиданными. Его работы отличаются свободой творчества на современном уровне, являясь авангардными, новаторскими. Его скульптуры ювелирны, а украшения – скульптурны. Восток и Запад, миф и реальность, соединение и противопоставление – главные составляющие творческой концепции мастера, чьё творчество – это отражение тенденций нашего большого и противоречивого мира.