Евгений Ефремов: «Мифы о вине»


Основатель школы барменов Barfriends, сомелье компании «ЛУДИНГ», винный блогер.

Телеграм»: t.me/barfriendsvl


В профессии 16 лет | Обладатель WSET Level 3 Award in Wines (британская школа

The Wine & Spirit Education Trust) | Лучший выпускник школы сомелье Wine.365 в 2019 году

Бармен года – 2008 | Провёл более 200 гастроужинов и занятий

Фото: Роман Реморенко

Вино – источник радости, вдохновения и споров. Постсоветское пространство подарило возможность пить вина из любых стран, а путешествия дали людям шанс попробовать вино в тех странах, где его произвели. Вместе с тем в нашей стране до сих пор существует множество мифов и стереотипов, которые касаются вин, бутылок, этикеток и пробок. В своём цикле публикаций о вине я познакомлю читателя с винами России, Шампани и других не менее интересных областей. Но прежде чем мы начнём, стоит убедиться, что мы говорим на одном языке и никакие ложные убеждения не помешают нам в нашем диалоге.

Начну с развенчивания самого популярного мифа – порошковое вино. Если коротко, то технология существует, но гораздо дешевле и проще купить вино в ЮАР и разлить его у себя в стране. Тем более что восстановленное из порошка не будет нести ту ароматику, которая есть у вина. Так что даже самое дешёвое вино на полке супермаркета будет изготовлено из виноградного сока, который на этикетке будет значиться как виноматериал. И этого слова бояться не нужно.


Ещё один стереотип, который часто совмещают с первым, – тетрапак и вино из него. Сама упаковка давно служит нам в домашних условиях, будь это молоко или сок. Но почему-то в случае вина потребители считают, что это плохо и пить такие вина не стоит. В России действительно не так много хорошего вина в тетрапаках, но оно есть. Самое главное, нужно всегда понимать, что хорошее вино в трехлитровом объёме вряд ли будет стоить тысячу рублей. Ведь при пересчёте на бутылки это будет всего 250 рублей за 0,75 л.


Третий по популярности миф – винтовая пробка. К слову, первыми, кто применил винтовую пробку у себя в производстве, были австралийцы. Для чего это нужно? Дело в том, что не всем винам нужны корковые пробки, которые позволяют вину дышать и стареть. Но вместе с тем имеется риск возникновения корковой болезни, когда вино стремительно теряет свою ароматику и уже не радует так, как было задумано. А винтовая пробка избавляет от этих рисков. И к тому же винтовая пробка – это просто, потому что открывается без штопора, и относительно экологичнее, чем каждые десять лет снимать кору пробкового дерева.


Это основные мифы о вине. Конечно, есть и другие. Про пунт, например. Пунт – это углубление на дне бутылки, которое имеет технологическую причину. В прошлом пунтом назывался инструмент, на котором бутылка остывала после выдувки, а само углубление просто получило своё название от этого инструмента. Глубина же бутылки не имеет никакого отношения к вкусу вина. Как не имеет отношения и этикетка на русском языке. При большом заказе партии вина производитель может сделать этикетку любой, даже с названием ресторана, в котором будет подаваться данное вино.


Также многие верят, что чем дороже вино, тем вкуснее. Но зачастую в винном мире действуют такие же правила, как при покупке брендовых вещей. Маркетинг значительно повышает первоначальную стоимость, а ограниченный тираж превращает вино за $200 в культовую историю за $2000 и выше.


Стереотип о том, что вино должно храниться как можно дольше перед употреблением. Но у каждого вина есть свой потенциал, и белое свежее лучше пить молодым. Да и далеко не каждому красному стоит пылиться в ожидании открывания. Одно простое правило: если вино было в бочке, то и в бутылке может полежать подольше. А если это вино ещё и в магнумах – двойных бутылках, то срок хранения увеличится значительно.


Я ни в коем случае не призываю пить вино, особенно учитывая последний стереотип о пользе вина. Нет ни одного медицинского факта о том, что вино омолаживает организм. И в плане здоровья пить или не пить вино – выбор всегда в сторону отказа. Но мы ведь не всегда руководствуемся здравым смыслом, когда принимаем решения.


До новых встреч. Дзынь!