Илья Чистов: «Я связал свою жизнь с приморским кино!»


Кинорежиссёр, президент автономной некоммерческой организации «Центр развития кинематографа», «Телеграм»: https://t.me/kinoVL

У Бога нет других рук, кроме наших. И если хочешь изменить мир, бери и делай! О будущем российского кино, пользе патриотического воспитания и социально значимых проектах наше интервью с режиссёром-энтузиастом Ильёй Чистовым.

Интервью: Юлия Аделова, Фото: Игорь Егоров

– Когда начался ваш путь кинорежиссёра?

– В доковидном 2019 году, когда ещё никто не знал об ограничениях и запрете полётов над Европой. Доллар по 150 чувствовался фантастикой, и QR-код нужен был только для счетов за коммуналку. В тот по всем показателям стабильный и замечательный год я и решил снять кино. Всё, что у нас было, – камера и энтузиазм. В августе того же года состоялся мой дебют как режиссёра, продюсера, оператора, актёра, гафера, техника, декоратора, художника. Короче, один за всех. (Смеётся.) Вторым оператором был брат. Мы сняли клип для друзей. На этом вроде как всё закончилось, но желание двигаться и развиваться в кино у меня осталось.


– Настолько сильное желание, что в сентябре того же года вы написали сценарий к своему дебютному короткому метру?

– Именно. Это был фильм «Кукла». И уже в марте 2020-го мы приступили к его съёмкам. Всего за семь смен, считай на одном энтузиазме, мы сняли почти тридцатиминутный фильм. Большинство задач всё так же замыкалось на меня, но уже начала формироваться команда: появились оператор, звукорежиссёр, визажист, водители, договорённости на площадках, две камеры и… полное отсутствие опыта. В итоге звук к фильму был перезаписан полностью в процессе работы над картиной. Тогда же, в 2020 году, мы попали с этим фильмом на кинофестиваль «Меридианы Тихого».


– Это стало своего рода катализатором дальнейшего развития?

– Несомненно. Абсолютно другие ощущения появились. Я не устаю об этом говорить. Увидеть свой фильм на большом экране – это как увидеть первые шаги своего ребёнка. Я видел первые шаги обоих своих детей. Именно самые первые шаги. Ни одна, ни вторая мама не видела, а я видел, мне повезло. И ощущения, когда ты смотришь начальные титры своего фильма в зале настоящего кинотеатра, такие же. Ты сидишь и думаешь: «Оно получилось!» Я понял, что хочу заниматься этим всю оставшуюся жизнь. Я хочу связать свою жизнь с кино. Причём именно здесь, в Приморском крае, во Владивостоке. Это очень сложно, поскольку нет как таковой поддержки ни от бизнеса, ни от администрации. Но я знаю, что нужно делать, и я сделаю всё, чтобы эта поддержка появилась.


– Затем вы реализовали ваш первый большой проект?

– Да. В ноябре 2020-го я решил попробовать себя в полном метре. Попутно в это время мы снимали рекламу, клип, всевозможные ролики и обрастали оборудованием. Команда постепенно росла, у меня появились ассистенты, второй оператор, директор площадки и др. Съёмки полного метра были намечены на март 2021 года, и уже в феврале мы начали активные репетиции и читки диалогов для сцен, съёмка которых была запланирована аж на июнь. Каждую неделю мы собирались в онлайн-видеозвонке и читали, читали, читали. Играли, кривлялись, смеялись, плакали и на ходу правили диалоги. Полный метр от короткого отличается, во-первых, количеством смен, количеством людей в этих сменах. И чтобы держать зрителя у экрана больше часа, нужно иметь определённые навыки. Это был своего рода челлендж для всей команды, и мы справились. Мы сняли полный метр – и сделали это хорошо. В полном зале кинотеатра, в сентябре 2021-го на закрытом показе, мы убедились в том, что кино получилось. По эмоциям зрителей.


– Это был фильм «Хищницы»?

– Верно. Художественный фильм, снятый по оригинальному сценарию. О женщинах. С сильным социальным подтекстом.


– Где берёте ресурсы, финансирование?

– Два коротких метра мы сняли на частные инвестиции. «Хищниц» мы сняли полностью на деньги моего друга и партнёра Андрея Кравчука. Он личность достаточно известная в нашем городе, один из лучших бизнес-тренеров по маркетингу. В марте этого года планировалась съёмка следующего полного метра «Лёша» – совместный проект с благотворительным фондом «Сохрани жизнь». Мы подавали заявку на грант в Президентский фонд культурных инициатив. К сожалению, проект не получил поддержки. Пока он на паузе, но не теряю надежды, что мы найдём средства и проект состоится.

– Расскажите подробнее. Возможно, это интервью прочтёт потенциальный инвестор.

– Это художественный фильм о детской онкологии. Прошлым летом я познакомился с президентом фонда «Сохрани жизнь» Яной Байгот. После разговора о её личной истории, истории её сына, истории фонда и в целом онкологии у нас в крае и стране у меня появилась идея снять полнометражный фильм. В центре сюжета три ребёнка, они встречаются в палате перед химиотерапией. И через их разговор мы уходим на флешбэк, и отыгрывается история того, как они попали в это отделение. Это очень важный проект, который будет являться некой инструкцией «Что нужно делать, если…» и «Чего нельзя делать, если…». Он полностью социальный, эксклюзивные права на этот фильм я планирую передать фонду «Сохрани жизнь». Для реализации всё готово: сюжет, каст… Осталось только найти финансирование. Также в этом году планировалась съёмка документального сериала про теплоход «Туркмения», который сгорел в 1986 году. Этот проект тоже пока на паузе.


– Какие проекты сейчас в активной фазе?

– Два больших проекта – документальные сериалы «Промышленное Приморье» и «Владивосток – зеркало героя». В планах ещё два полных метра и один художественный сериал для онлайн-платформ.


– Вы также готовили серию видеоматериалов про патриотическое воспитание. Что вы вкладываете в это понятие?

– У нас в стране 30 лет отсутствовала идеология. Она была в Советском Союзе. И 30 лет мы жили без неё. Её старательно уничтожали те люди, которые сейчас говорят: «Мне стыдно». Люди, которые говорят, что Россия – нацисты и её надо за кордон. В понятия «патриотизм», «идеология» я вкладываю в первую очередь любовь к стране, в которой ты родился. Независимо от того, что ты смотришь и за кем ты следуешь.

Прежде всего будь предан своей Родине, как бы ты к ней ни относился. Если брать американцев, они как угодно могут относиться к своему правительству, могут даже ненавидеть своего президента, но у каждого во дворе американский флаг. У каждого. Любовь к родине и любовь к правительству – это разные вещи. Можно считать Путина неправильным президентом для страны и обожествлять Навального, но при этом говорить, что «Мне стыдно, что я русский», – нет. Чтобы дети не писали в соцсетях, что им стыдно быть русскими. Чтобы не стыдно было. Вот это я вкладываю в понятие «патриотическое воспитание».


– Из традиционного бизнеса вы ушли?

– Полностью. Более восьми лет я работал в строительном бизнесе. Сейчас полностью ушёл в свободное плавание. Всё, что связано с видео и кино, – мой единственный источник дохода. И это правильно с точки зрения развития именно такого культурного пласта, как кинопроизводство в Приморье.


– Помимо съёмок кино, у вас есть и коммерческое направление?

– Да, это ещё один проект, который я развиваю совместно с моей съёмочной группой. Мы снимаем свадьбы, но не как у всех. Это не обычные love story, которые снимают местные операторы, это настоящие короткометражные фильмы. Это история, которую можно сохранить для потомков. И это может вырасти в семейные саги с детьми и внуками.


– Есть ли будущее у отечественного кинематографа?

– Безусловно! И в наших с вами силах его поддержать. Смотрите отечественное кино в кинотеатрах! Связка такова, что чем больше вы смотрите фильмов в кинотеатрах, тем лучше и больше их становится.


– Назовите топ-3 фильмов отечественного кинематографа, которые вам понравились в прошлом году. Если брать не авторское, а именно коммерческое кино.

– В первую очередь «Небо» Игоря Копылова. Я в восторге! Второй – фильм «Огонь» Алексея Нужного. И третье – сериал «В Бореньке чего-то нет». Это проект «Квартета И», я очень люблю этих ребят. Фильм про киношное закулисье. Всё, что там показывают, – правда.


– Про долгосрочные планы.

– Киностудия во Владивостоке. Создание профильных цехов для приезжих кинематографистов. Это скорее среднесрочные планы. В августе 2021 года я учредил АНО «Центр развития кинематографа». С одной лишь целью – поднять местный кинематограф на качественно новый уровень. Сейчас, когда из-за санкций мы лишились западного кино, а сети кинотеатров переживают непростые времена, мы особенно остро ощущаем важность того, что делаем. Мы не только развиваемся сами, но и можем развивать других. Мы уже можем поделиться нашими знаниями, опытом и оборудованием для съёмок. Мы уже заявили о себе как опытная команда и продолжаем снимать и развиваться.


Адрес: г. Владивосток, ул. Уткинская, 19 (4-й этаж)

Тел.: +7-914-7-248-336