Кузьма Петров-Водкин «Петроградская мадонна»


В грядущем году исполнится сто лет с момента последних операций Гражданской войны (1917–1922), местом действия которых стал Владивосток. К этому событию Приморская государственная картинная галерея и филиал Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке представляют проект «Петроградская мадонна». Выставка одного шедевра из собрания Третьяковской галереи».

Текст составлен на основе материалов, предоставленных Государственной Третьяковской галереей

Выставка откроется для зрителей 27 ноября и продолжит программу по знакомству жителей Владивостока с выдающимися произведениями русской живописи. В Приморской картинной галерее уже демонстрировались картина «Март» Исаака Левитана в 2017 году и картина «Опять двойка» Фёдора Решетникова в 2019 году.


Кузьма Петров-Водкин работал не только в разгар важнейших политических событий (Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданские война), но и во время революции в искусстве. В начале XX века старшее поколение живописцев – реалистов и мирискусников – столкнулось с новым поколением молодых, радикальных и эпатажных художников. Впоследствии это противостояние обозначит Александр Бенуа, в одной из статей разделив своих современников на «арьергард», «центр» и «авангард» – последнее войдёт в историю и станет определением для целого движения в искусстве. Петрову-Водкину по духу ближе были художники-мирискусники. Огромное значение для формирования уникального стиля мастера имели впечатления от московской и новгородской школ иконописи, живописи мастеров Раннего Возрождения, произведений Матисса и французских символистов. И тем не менее некоторые позиции роднили его с авангардистами, он принимал участие в их выставках наряду с выставками объединения «Мир искусства». Потому творчество Петрова-Водкина в особенности отражает тяготы и противоречия того времени.


События 1917 года подвигли живописцев на поиск новых художественно выразительных средств. В это время главным методом в творчестве Кузьмы Петрова-Водкина стал символизм, обращаясь к многозначности которого он поднимает общечеловеческие духовно-нравственные проблемы. На картине «1918 год в Петрограде» перед нами предстаёт молодая мать, пролетарка, держащая на руках ребёнка. Масштаб фигуры, простота форм, композиция, прямой взгляд на зрителя отсылают нас к иконному образу Богоматери с младенцем Иисусом и в то же время к образам Девы Марии с картин эпохи Возрождения. Потому картина не менее известна под названием «Петроградская мадонна». Позади неё мы видим улицу Петрограда 1918 года, в самый разгар Гражданской войны. Монументальная фигура женщины и любимые цвета Петрова-Водкина – голубой, зелёный и красный – должны создавать у зрителя ощущение спокойствия, но тем не менее полотно пропитано тревогой, свойственной тому времени.


Формат выставки одной картины позволяет сфокусировать внимание на шедевре, продлить диалог с художником и увидеть через него всю эпоху. Кроме того, это уникальная возможность прикоснуться к творчеству важнейших мастеров, чьи работы не представлены в собраниях приморских музеев. К выставке подготовлена публичная программа, посвящённая творчеству Кузьмы Петрова-Водкина, сотрудники Третьяковской галереи прочитают лекции и проведут мастер-классы для детской аудитории.


Выставка откроется в главных анфиладах Приморской государственной картинной галереи по адресу: ул. Алеутская, 12.