«…немного Фаберже. Каменная миниатюра»


Богомазов Д. А. Скульптура «Горностай». Россия, г. Екатеринбург. 2016 г.

C 22 января в зале-сейфе Приморской государственной картинной галереи открыта выставка «…немного Фаберже. Каменная миниатюра» из коллекции Музея истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге.


Текст : Юрий Волкогонов. Фото предоставлены Екатеринбургским музеем истории камнерезного и ювелирного искусства

Мода на камнерезный анимализм в России началась в эпоху модерна, когда знакомство со Страной восходящего солнца и изучение её культуры принесли уникальные результаты – от копирования и подражания до создания и развития собственных оригинальных направлений. Художники не только заимствовали излюбленные мотивы японского искусства, но и творчески перерабатывали японское культурное наследие. Так, икебаны на русской почве превратились в изысканные камнерезные флористические композиции, а миниатюрные нэцке – в анималистическую пластику.


Большим знатоком японских нэцке был Карл Фаберже. Именно его фирма одной из первых начала создавать небольшие статуэтки животных. Мастера-камнерезы фирмы Карла Фаберже в большинстве своём были выходцами с Урала, сыновьями потомственных горщиков и кустарей. Преподаватели Екатеринбургской художественно-промышленной школы приучали учеников как можно больше пользоваться живой натурой, что вносило «много свежести и жизненности» в процесс обучения. При школе жили филин, орёл-беркут, прирученный журавль, который свободно прогуливался не только по мастерским и школьному двору, но и по улицам Екатеринбурга, пристрастился бить окна в нижних этажах. Первый биограф Карла Фаберже Генри Чарльз Бэйнбридж отмечал: «Камнерезные фигурки животных разнообразны и многочисленны, все фигурки отличаются дружелюбием и здоровьем. Не все они выполнены одинаково вдохновенно, но большинство таких животных выделяются живостью и очарованием». Автор советовал, как по признаку упитанности отличать вещи Фаберже от изделий фирм-конкурентов: «Прежде всего они должны быть хорошо упитанными. Никто не купит тощую и грустную зверушку, когда можно купить весёлое и сытое животное».


Традиционное уральское ремесло, отточенное в Санкт-Петербурге, позволяло камнерезам создавать изящные, неподражаемые изображения животных. И именно нэцке оказали определённое влияние на творчество мастеров фирмы. Отдельные фигурки животных Фаберже так и называл японскими. В фигурках животных ценились прежде всего великолепный материал – цветные камни высокого качества – и превосходная работа. Они вырезались, как правило, из одного камня и изредка дополнялись золотыми деталями.


Но ещё задолго до появления в конце XIX – начале ХХ века моды на анималистическую скульптуру из цветного камня на Урале вырезали каменные фигурки животных. Печати с ручками в виде животных или отдельные самоцветные фигурки резали как на Екатеринбургской гранильной фабрике, так и мастера-кустари. Ко второй половине XIX века широкое распространение приобрело создание скульптурных печатных заготовок – как простых геометрических форм, так и сложных композиционных: портретных бюстов, различных предметов (кувшинчики, веточки и т. п.) и, конечно, фигурок животных и птиц. Материалом для изготовления служил кварц. Увлечение кошками, птичками, лошадиными головами было столь длительным, что в последней четверти XIX столетия успело порядком надоесть. Так или иначе, можно утверждать, что уральские кустари в XIX веке, ещё до возникновения придворной моды на «каменный зоопарк», создали настоящий бестиарий (от лат. bestia – «зверь») в каменных печатях.


На современном этапе анималистическая тема не потеряла своей притягательности для художников-камнерезов и популярности у почитателей их таланта. Сегодня это направление – одно из ведущих в уральском камнерезном искусстве, в котором каждый мастер выработал свойственный только ему стиль исполнения.


Выставка продлится до 14 марта.