Павел Лопатин: «Музыка была моим вечным союзником!»


Музыкант, основатель музыкального лейбла BGW (Borderless Gig Wave), менеджер группы hehehe,

основатель Дальневосточного музыкального форума, азиатский букинг-агент музыкального фестиваля V-ROX, занимается импортом и экспортом музыкальных коллективов в странах Азии


По статистике, за один день публикуется столько музыки, что длительность этого плейлиста составит два с половиной года. Музыки бесконечно много. Всякий раз, нажимая кнопку «слушать», мы добавляем специю в наше настроение на день, а может быть, жизнь – это так. Однако происходят процессы посерьёзнее: мы выбираем единицы из тысяч, а может, и миллионов артистов, кто в конечном итоге получит больше шансов стать легендой, остаться навсегда в нашей жизни и истории. Эффект бабочки, не иначе. Так меняются судьбы, так может измениться ваша судьба.

Текст: Павел Лопатин Фото: Иван Чайкин

Незапланированная и несанкционированная интервенция звуковых волн и гармоний в мою судьбу впервые произошла в возрасте четырёх лет – хорошо это помню. Моих родителей, оба они с высшим образованием, тяжело было назвать среднестатистической советской семьёй. Работая на серьёзных работах, они не отказывали себе в удовольствии покупать вино или палтус на последние деньги, а винил всегда был обязательной статьёй расходов. Настоящие хиппи, беспечные, молодые, целеустремлённые, с пылающим сердцем гедонизма. Оба состоялись в своих профессиях, но всё же я в своём трипе углубился значительнее, наши музыкальные вкусы разошлись.


Так в мои руки попали The Doors (The Doors «Light My Fire») – залипательный электроклавесин и гипнотическая басовая партия на клавишах. Следом случилась любовь на всю жизнь – Led Zeppelin «When the Levee Breaks» – невероятное вступление на ударных, которое до сих пор не удалось повторить никому. Я хорошо помню, как мама мыла окна в квартире, а я сидел на полу, слушал очередной винил и крутил в руках обложку с изображением мужчины с красной молнией на лице (David Bowie «Soul Love»).

Мне было около шести лет. Невидимый дьявол растления в тот момент похлопал по плечу, суля невероятные приключения в будущем. В подростковом возрасте случился «Мумий Тролль» с альбомом «Морская» («Мумий Тролль»

«Морская болезнь»). Тогда и в мыслях не было, что судьба серьёзно сведёт меня с этим необычным человеком, которому на тот момент удалось лихо изменить самосознание почти каждого человека молодой страны. Сырость этого города в июле буквально пахнет этим альбомом из каждой подворотни (особенно центр). Молодой Илья Игоревич образца 1980–1990-х годов прогуливался ночами по этим улицам и впитывал эти вибрации.


Эпоха обязательного присутствия чёрного хлеба, дешёвой водки и бесконечной печали в текстах подходила к концу, а я занял место в авангарде нового движения. То был пир на балу у безумных шляпников и дуракавалятелей. Уже тогда я мог узнавать «английскость» в звуке, американизмы в песнях. Именно тогда я определился со своей будущей профессией и хобби.

В отличие от сверстников, торчащих от «Блестящих», «Иванушек», «Руки Вверх!», «Фабрики звёзд», читающих подростковые журналы

или книги по школьной программе, я держал под подушкой свою Библию – «Молот богов». Бесконечные гастроли, обольстительные групи, неприлично длинные лимузины, бесчисленные уютные отели и дорога меня влекли больше. Всё это – ключевые главы моей личной биографии, все они были озвучены, все они в обязательном порядке выходили в продажу с саундтреком. Так уж случилось, что всякая веха связана с определённым треком, зафиксированным фокусом с музыкой на фоне. Музыка была моим вечным союзником, не всегда покладистым, но очень честным: когда был влюблён, когда был пьян, когда был счастлив.


Пришло время знакомиться. Я – Павел Лопатин, основатель музыкального лейбла BGW (когда-то преподнесшего широкой аудитории группу Starcardigan), менеджер группы hehehe (о которых много говорят в городе), основатель Дальневосточного музыкального форума, азиатский букинг-агент музыкального фестиваля V-ROX и ваш покорный слуга. На какое-то время я стану вашим гидом в мире музыки, примерю эту новую для себя роль и отнесусь к процессу максимально внимательно. Теперь к делу.


Много говорить о зарубежном рынке особого смысла нет. Общемировые индустрии за время эволюций превратились в мощный конвейер музыкального материала высокой пробы: актуальность, продакшен, визуал – всё у них было и будет хорошо. Мы, конечно, будем обращаться к новинкам.


Куда более интересные события происходят в отечественной индустрии. Эстетика говнорока и беспрецедентной эстрадной пошлости, помноженная на жадность, но не на созидание, окончательно сдала позиции. Почти пропали всемогущие суперпродюсеры, рабовладельцы-садисты, закабаляющие артиста, обрекающие творца на вечный труд без достойного вознаграждения. Волна судов по авторским правам, праву на использование своего же имени, праву исполнять свои же песни на концертах– хороший признак нового времени.

Артисты подняли голову, стали грамотнее, научились самостоятельно вести свои дела. Орден эмоциональных скитальцев без племени и места с вечным обломом в чартах всё чаще стал править бал и управлять современными музыкальными реалиями. Однако понадобится ещё много времени для того, чтобы мы назвали это мейнстримом. Представители новой эры музыкальной индустрии идут правильным путём, ведь созидание – это единственный способ запечатлеть себя в вечности. Гитарная музыка снова на коне, пресловутый инди-рок снова на троне. Следуя общемировым тенденциям, современные авторы обращаются к ретрозвучанию, всё больше используя синтезатор, драм-машины с характерным малым барабаном на сильную долю, плоским и неглубоким. Чётко ощущается заигрывание с эстетикой 1980-х во всём – музыке, внешнем облике, фотографии. На самом деле всё закономерно, потому что циклично. Уверен, лет через двадцать мы ещё вернёмся к подобным мотивам.


Волна кальян-рэпа прокатилась, оставив на небосклоне всего одну понятную звезду (популярность жанра доказывает, что в русской крови бурлит примесь азиатчины). В этой форме самовыражения не было глубоких вечных смыслов и музыкального новаторства, лично я с трудом отличаю это направление от того, что слышал десять лет назад, возможно, только саунд стал дороже.


В этой статье мы не стали уделять много внимания каждому новому релизу, а просто публикуем плейлисты на все случаи жизни из актуального, тематического, нового, старого, вечного. Приятного прослушивания и всем хорошего сентября. Сентябрь во Владивостоке – как продолжение лета. А лето здесь всегда прекрасно, его хочется целовать в губы.