«Под небом Венеции. Ведуты XVIII века из собрания Интеза Санпаоло»


В мире, пожалуй, нет ни одного человека, не слышавшего о необычайной красоте Венеции. Никогда не выходящие из моды карнавал, палаццо, гондолы, каналы, залитая водой площадь Сан-Марко, открыточный мост Риальто, веера, маски… И сегодня у нас с вами есть возможность познакомиться с выдающимися работами венецианских мастеров, не покидая Владивостока.

Текст: Владимир Петухов Изображения: Архив художественного наследия «Интеза Санпаоло», фото Вальтера Майно

К середине XVIII века признанным центром искусства ведуты стала Венеция. В это время Светлейшая республика, некогда владычица Средиземноморья и торговая держава, забывшая о прошлых военных победах, превратилась в город карнавалов, казино и модных нарядов. Это эпоха Вивальди, Гольдони, Казановы, страстного и необычайно щедрого сеттеченто (принятое в итальянском языке название XVIII столетия), закончившегося вместе со славной тысячелетней историей Светлейшей, когда в 1797 году в город вошли наполеоновские войска. Волшебство родного города лучше всех выразили венецианские художники, передавая его праздничную атмосферу.


Термин «ведута» образовался от итальянского слова «veduta», что в переводе означает «вид», и относится к картинам, изображающим повседневный городской пейзаж. Для жанра ведуты характерны тщательная детализация, полная идентичность натуре и узнаваемость городского ландшафта. В XVII веке городской пейзаж быстро обрёл популярность в первую очередь благодаря многочисленным покупателям-иностранцам, посещавшим Венецию в рамках Grand Tour – образовательных поездок для молодых отпрысков европейской аристократии, в программу которых входило посещение главных итальянских городов искусств.


Считается, что венецианская ведута восходит к серии видов города, выполненной художником Гаспаром ван Виттелем около 1697 года. Одним из первых, кто ступил на стезю голландского мастера и его многочисленных подражателей, среди которых был и его соотечественник Хендрик Франс ван Линт, стал Лука Карлеварис. После первых опытов в пейзажной живописи он сконцентрировался на ведуте. К 1703 году относится создание серии офортов с изображениями самых значимых зданий Венеции, тогда как живописные виды города были созданы им немногим позже. Карлеварис не обошёл вниманием и города венецианской Террафермы, такие как его родной Удине и Верона. Нельзя не упомянуть и другое произведение мастера, на котором в деталях запечатлён торжественный вход венецианских послов в Милан, – «Прибытие чрезвычайных послов Альвизе Пизани и Андреа да Лецце в Палаццо Дукале в Милане по случаю чествования императора Карла VI 6 ноября 1711 года» (коллекция «Интеза Санпаоло»).


Иерархия в жанре сложилась довольно быстро. Джованни Антонио Каналь, прозванный Каналетто, стал самым известным мастером ведуты, и написанные им виды города внесли немалый вклад в увековечивание венецианского мифа. Получив базовую подготовку сценографа, он весьма рано направил все силы на жанр ведуты и вскоре завоевал необычайную известность, работая для крупнейших меценатов своего времени. Несмотря на строгие пространственные построения, его полотна не просто пассивно фиксируют топографию города, но, благодаря особому вниманию их автора к свету, передают безмятежную и неизменную картину Венеции XVIII века. Успех Каналетто способствовал тому, что начиная с середины 1730-х годов многие художники посвятили себя ведуте. Среди них выделяются Микеле Мариески и его ученик и преемник Франческо Альботто, работавшие на постоянно расширявшийся рынок.



Историю венецианской ведуты завершает Франческо Гварди, чья живопись с неистовым богатством красок, стремительным мазком и мрачным предгрозовым небом кажется второй, побочной, темой, противополагаемой сверкающему великолепию ведут Каналетто. Постепенно освобождаясь от моделей великого Антонио Каналя, в последние годы жизни Гварди приходит к тому, что почти отказывается от архитектурных и перспективных построений, присущих жанру, и достигает этого путём разложения формы в цвете. По этой же причине созданные им завораживающие виды Венеции принято считать меланхолическим отблеском заката Светлейшей республики, которая пала от руки Наполеона спустя всего несколько лет после смерти Гварди.


Выставочный проект «Под небом Венеции. Ведуты XVIII века из собрания «Интеза Санпаоло» организован Приморской картинной галереей совместно с АО «Банк Интеза» и представляет приморцам коллекцию одного из трёх музеев, принадлежащих крупнейшей итальянской банковской группе «Интеза Санпаоло». Музейный комплекс группы располагается в разных частях Италии– в великолепных палаццо в Милане, Неаполе и Виченце.



Коллекция искусства венецианского сеттеченто, принадлежащая банковской группе «Интеза Санпаоло», выставлена для обозрения в Виченце, в Палаццо Леони Монтанари. «Виченца – в пятидесяти минутах от Венеции на поезде. Это западный край провинции Венето. Венецианские крылатые львы св. Марка здесь повсюду на стенах домов, напоминая о временах Террафермы», – так об этом городе в «Гении места» сказал писатель Пётр Вайль, объясняя, что «так – terraferma, «твёрдая земля» – называла размещённая на островах Венеция свои материковые владения». Они когда-то простирались почти до Милана, захватывая Бергамо, Верону, Падую и «палладианский заповедник» Виченцу – город, где творил великий Андреа Палладио, единственный в истории архитектор, давший название целому стилю.


Представленные в нескольких залах экспозиции музея в Палаццо Леони Монтанари 34 произведения позволяют проследить путь развития венецианского искусства XVIII века, предлагая зрителю широкую панораму живописных жанров, благодаря которым Венеция и венецианская школа вновь стали главными героями европейской художественной сцены. В то время о мастерах родом из Светлейшей республики говорили при дворах французского монарха и многочисленных немецких князей, в Вене, Лондоне и Санкт-Петербурге. Поэтому, если заказчикам не удавалось нанять венецианских художников, пребывавших в рабочих поездках по всей Европе, они стремились приобрести уже существующие произведения, созданные этими мастерами.