Сокровища Нижегородского музея


Художественные коллекции региональных музеев уникальны. Сформированные усилиями нескольких поколений коллекционеров, музейных работников, художников и их наследников, они преодолевают стереотипные представления о провинциальных музеях. Например, Нижегородский художественный музей, избранная коллекция которого приехала к нам погостить, считается одним из лучших региональных музеев России. Выставочная коллекция «Сокровища Нижегородского художественного музея» охватывает период со второй половины XIX до начала XX века и включает в себя несколько десятков уникальных произведений ключевых российских художников от передвижников до авангардистов.

Текст: Ольга Щукина @olgafestival Автор идеи: Юлия Аделова @yulia_adelova

Нижегородский государственный художественный музей, один из старейших музеев России, был создан в 1896 году. Открытие музея было приурочено к проведению в Нижнем Новгороде в этом же году грандиозной XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки, к которой в городе подготовились со всей ответственностью: был пущен первый в России электрический трамвай, выстроены здания городского драматического театра, гостиницы, на территории самой выставки было возведено более 70 павильонов. Событием в жизни города стало и открытие художественного музея, основу первоначальной коллекции которого составили полотна, подаренные нижегородскими художниками – основателями музея Н. А. Кошелевым, А. А. Карелиным, а также известными московскими и петербургскими живописцами И. Е. Репиным, К. Е. Маковским, А. П. Боголюбовым, А. П. Рябушкиным и другими, в большинстве своём входившими в ряды Товарищества передвижных художественных выставок.


В экспозиции объёмно представлено реалистическое направление в живописи второй половины ХIХ века. Это работы и этюды И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко, В. И. Сурикова, В. Е. Маковского,

А. И. Куинджи, И. С. Куликова. Большинство произведений этого периода поступили в музей в советские годы в процессе распределения культурных ценностей из крупных музеев Москвы и Петербурга, из специального сформированного Государственного музейного фонда и из Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.

Центральное место в экспозиции занимают работы Ильи Репина. Мастер психологического портрета представлен несколькими работами, среди которых хрестоматийный образ чугуевского крестьянина, известный под названием «Мужичок из робких». Этюд относится к ранним работам Репина и принадлежит к шедеврам русского реалистического искусства ХIХ века. Сам художник не придавал значения этой вещи, считал её просто этюдом. Написана она с конкретного человека, но по образной сложности и психологической силе, по социальной настроенности и по художественной выразительности репинский «Мужичок» намного перерастает рамки этюдного портрета, приобретая значимость картины с большим обобщающим содержанием.


Этюд «Христос», приобретённый из частной коллекции администрацией Нижнего Новгорода и переданный в музей в 1999 году, стал настоящим открытием для искусствоведов и любителей искусства. Более того, сотрудники Третьяковской галереи, куда работа Репина была отправлена на экспертизу, искренне сожалели, что она не принадлежит их собранию. Художник наделил образ Христа реалистическими чертами, далёкими от академических канонов. Этюд отличают повышенная внутренняя напряжённость образа, подчёркнутая темпераментная манера письма.



Особое место среди сокровищ Нижнего Новгорода занимают три небольших этюда крупнейшего исторического живописца Василия Сурикова. Это эскизы к его знаменитым полотнам «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин». Эскизы позволяют оценить подготовительную работу к созданию масштабных картин и дают представление об особенностях живописного почерка Сурикова. И в работах, и в эскизах к ним найдена та мера условности и правдоподобия, субъективного и объективного, которая послужила основой для достижения художественной правды, ставшей завоеванием нового этапа реализма, для которого характерны особая декоративность натуры, экспрессия и монументальность.


Небольшой пейзаж Архипа Куинджи «Украина» безусловно реалистичен, но манера этого художника яркая и самобытная, характерные черты её – стилизация, декоративность и особое значение света. Художник исходит из эстетического кредо передвижников, предполагающего достижение наибольшей жизненной убедительности, но упорно пытается своё яркое и субъективное видение цветосвета в натуре, свой восторг первооткрывателя красоты природы, сообщающий всему его восприятию эмоциональную патетику, ввести в рамки объективной закономерности.



Совершенно иной характер произведений Алексея Саврасова, стоявшего у истоков русского национального пейзажа. Определяющими чертами здесь выступают лиричность и задушевность. Эти особенности можно увидеть в щемяще-грустном одиночестве «Зимнего пейзажа» и в радостном ожидании весенних перемен авторского повторения знаменитой картины «Грачи прилетели».


Картина «Грачи прилетели» – наиболее известное произведение Саврасова, сразу после показа приобретённое в коллекцию П. М. Третьяковым. Несмотря на простоту сюжета, картина стала открытием новой красоты – простой и активной – в русской пейзажной живописи. В самом названии её таится радостное прибытие весны, пробуждение от зимней спячки, некое счастливое ожидание. Художник использует необычный для своего времени приём своеобразного кадрирования и при этом не представляет на суд зрителя символичные образы, картина проста и понятна, а поэтому близка каждому.


Картина Михаила Нестерова «Два лада» иллюстрирует одну из тенденций искусства Серебряного века – «уход в мечту» – в сказочные и мифологические сюжеты, в символизм, в ностальгию о былой гармонии. Старославянское слово «лад» имеет несколько толкований и означает не только «любимый», но и такие понятия, как согласие, мир, порядок, тишина, гармония. Этой особой гармонии, единства природы и человека и добивается Михаил Нестеров в одной из самых поэтичных своих картин.



Коллекция произведений русского авангарда Нижегородского художественного музея замечательна тем, что включает в себя почти все значительные имена этого направления, в том числе и работы основоположников беспредметной живописи К. С. Малевича и В. В. Кандинского, О. В. Розановой, А. М. Родченко, идейного вдохновителя авангарда М. Ф. Ларионова, «московского Матисса» И. И. Машкова. Интересно, что формированием она обязана идее открытия в 1920-е годы в российских регионах музеев живописной культуры по образу и подобию московского. Миссией нового музея должна была стать демонстрация прогресса живописи в сфере материала, цветовой гаммы, пространства, формы и техники. Новый музей так и не был открыт, а произведения – около 40, отобранные для его формирования художниками А. М. Родченко и В. Ф. Франкетти из специального фонда при Музейном отделе ИЗО Наркомпроса в Москве, – остались в Нижегородском художественном музее.



Картина «Косарь» Казимира Малевича, одного из главных представителей русского авангарда и идеологов супрематизма, создана в период увлечения художника кубизмом и относится к его первому крестьянскому циклу. Это ключевая работа цикла, имеющая самостоятельное значение и в то же время объединённая с остальными работами общей концепцией и единой системой приёмов, которую сам Малевич определял как «заумный реализм». Устойчивая и неподвижная фигура крестьянина, изображённая на сплошном красном фоне земли, выстроена из правильных геометрических объёмов. В знаковой фигуре есть нечто отрешённое от мира, обращённое к вечности и вызывающее ассоциации с древнерусским искусством. Сочетание красного фона и чёрной, как бы покрытой металлом фигуры крестьянина вносит в произведение оттенок драматизма.


Яркие представители авангарда Александр Родченко и Ольга Розанова считали, что беспредметное творчество – это не просто двухмерное изображение на полотне, а некий портал, дверь в иные миры, и были убеждены, что не просто производят опыты с живописными материалами, а открывают новый мир.


«Беспредметная композиция» Александра Родченко отличается минимализмом, построена на сочетании объёмных белых форм и плоского белого фона. Художник стремился показать возможности цвета, который либо привязан к форме, либо отрывается от неё. Сгустки зелёного и синего, не имеющие чётких контуров, могут восприниматься как отображение неких беспредметных энергетических объектов.


В супрематических картинах Ольги Розановой проявлялся особый интерес к колориту. В работе «Супрематизм» цвет настолько интенсивен, что у зрителя создаётся впечатление светящейся поверхности. Неслучайно она давала подобным работам название «цветопись». В них «преображённый колорит» явно преобладал над идейным смыслом супрематизма.


Выставка представляет масштабную и яркую картину путей развития русского изобразительного искусства второй половины XIX – начала XX века, отмеченного появлением новых направлений и течений, в которых отразилось усложнившееся восприятие окружающего мира, и будет интересна всем неравнодушным к искусству и истории!


г. Владивосток, ул. Алеутская, 12, тел.: (423) 241-11-44

www.primgallery.com @primgallery