Сон «Зари»: 5 сюжетов

В ЦСИ «Заря» открылась выставка «Сон «Зари» – одновременно ретроспективный взгляд на семилетнюю историю институции и подведение итогов её активной работы. Эта экспозиция будет постоянной, а мы предлагаем рассмотреть, каким аспектам работы центра на выставке уделили больше всего внимания.





«Заря» – территория больших нарративов

В современном культурном производстве магистральные сюжеты и темы, описывающие текущее состояние мира, подвергаются осмыслению. Проекты «Зари» тоже всегда отличали предельная актуальность и ярко выраженная авторская интонация. Все инициативы центра – выставки и программы кинопоказов, лекционные циклы и перформансы – знакомили зрителя с многогранным миром современной культуры и гуманитарной мысли: гендерные исследования и оригинальное прочтение феминистской теории, художественные космологии и различные интервенции на территорию истории искусства, дизайна, моды и архитектуры.


Под руководством главных кураторов центра каждый проект был реализован не просто в режиме завершённого предъявления набора артефактов или практик, а в форме дискуссионного пространства, где экспертное знание сталкивалось с разнородными реакциями аудитории, формируя полифонию смыслов и мнений.


Город и институция

Появление в городском пространстве новых культурных институций всегда действует как триггер, рождающий цепную реакцию. Процессы, которые запускаются при этом, в конечном счёте трансформируют привычный символический уклад и обусловливают возникновение новых связей между людьми и сообществами. Открытие Центра современного искусства «Заря» во Владивостоке стало заметным событием для его культурного ландшафта и привлекло внимание как профессионалов и представителей различных административных структур, так и широкой аудитории.


Однако диалог институции и города не всегда строился гладко, особенно когда был запрос от художников на глубокое взаимодействие с городским пространством. Так, работы Паши 183 (изображение крыльев на автобусных остановках), Славы ПТРК (граффити на фасаде Театра молодёжи и на частично разрушенном виадуке) и немецкого автора EVOL (трансформаторные будки, оформленные под жилые дома) хотя и были согласованы с ответственными лицами, так или иначе пали жертвой коммунальных служб.


Несмотря на эти печальные эпизоды, центру в конце концов удалось интегрироваться в культурную жизнь города, наладив взаимоотношения со многими выставочными, музейными и исследовательскими институциями.


Искусство Приморья: новый институциональный подход

Институциональная миссия «Зари» изначально строилась на отказе от типичной логики производства «колониальных» жестов и демонстрации исключительно тех художественных практик, которые развиваются за пределами Дальнего Востока. Напротив, в политику центра всегда входили репрезентация локального контекста и выстраивание взаимоотношений с местными художниками, кураторами, музыкантами и представителями гуманитарных профессий.


Художественная сцена Владивостока и Приморья всегда отличалась специфическим колоритом и развивалась в диалоге с различными символическими контекстами: синтетической мифологией города-порта, закрытого военного города, географической близостью к азиатским метрополиям и, конечно же, уникальным природным ландшафтом.


С середины прошлого столетия во Владивостоке активно развивалось художественное образование, открывались музеи и выставочные пространства, появлялись яркие авторы и творческие объединения, а на рубеже веков, наряду с государственными музеями и галереями, стали создаваться частные институции, специализирующиеся на репрезентации искусства. Однако инициатив, связанных с комплексной академической и кураторской интерпретацией истории искусства Владивостока и Приморья, систематически не предпринималось. Отдельные выставки и монографии представляли собой яркие высказывания, которые рассеивались в полифонической атмосфере культурной жизни приморской столицы. За семь лет работы ЦСИ «Заря» приглашённые кураторы не единожды обращались к практикам местных художников.


Сотрудничество с молодыми приморскими художниками

Молодые авторы, чья карьера началась на рубеже 2000–2010-х годов, активно сотрудничали с ЦСИ «Заря» на протяжении всей его истории. Помимо участия в групповых выставках, некоторые художники реализовали здесь свои сольные проекты, которые стали этапными в их карьере. Живописец Кирилл Крючков принял участие в выставке-диалоге с одним из самых известных московских художников Валерием Чтаком. Фотограф Денис Коробов совместно с приглашённым куратором Ларисой Гринберг в 2017 году представил ретроспективный проект «Сумма частей».


С 2016 года в «Заре» начал активно выставляться Андрей Дмитренко, чей проект «Ты словно шум в этом маленьком пейзаже» стал во многом результатом плодотворного сотрудничества художника и институции. А в 2019 году в «Заре» прошёл междисциплинарный фестиваль-ретроспектива «Весна блаженная» неординарного художественного коллектива «Дальневосточные разлучницы», удостоенного государственной премии «Инновация-2020» в номинации «Новая генерация».