История в портрете

03.02.2018

 

 

Юлия Климко
директор МФСКИ «Арт-пасс»

 

Не так давно в галерее современного искусства «Арка» открылась выставка Александра Гунзенова, состоящая из портретов, написанных в период с 1989 года по 2017 год. Произведение, которое включили последним в экспозицию, называется «Белла». История именно этого портрета легла в основу сюжета для статьи…

 

Как правило, за каждым портретом кроется целая история. Узнавать эти истории, погружаться в них бывает настолько захватывающе, что на это не влияет ни возраст, ни область профессиональной деятельности, ни социальное положение. Безусловно, для того чтобы возник интерес, портрет должен чем-то зацепить глаз, тронуть какую-то внутреннюю струну. Даже ничего не зная о творчестве Амедео Модильяни , попав на его выставку, сразу замечаешь, что он неоднократно писал портреты одних и тех же женщин. Наиболее известной моделью была Жанна Эбютерн. Есть в её портретах особый магнетизм, атмосфера чувственности, нечто особенное, они сразу узнаются и не забываются.Модильяни познакомился со своей главной музой и последней спутницей жизни в 1917 году. Жанне было 19 лет. Она была удивительно сложена, её фигура напоминала амфору, и, как говорили современники, походка в туфлях без каблуков у неё была покачивающейся, как движения морских растений. Кожа её была необыкновенно белой, лицо обрамляли густые каштановые волосы с медным отливом, заплетённые в длинные косы или в розетки на висках, напоминавшие подсолнухи. Неудивительно, что все её портреты относят к шедеврам живописи ХХ века.На следующий день после смерти Модильяни Жанна заставила говорить о художнике весь Париж, сделав его знаменитым. К сожалению, причиной стало самоубийство Жанны, которая была беременна их вторым ребенком. До знакомства с Амедео Жанна не принадлежала к богемному обществу, хотя была известна как юная художница и ученица академии Коларосси. Там, собственно, и произошла знаковая встреча – Модильяни тоже приходил в академию на сеансы рисования бесплатной натуры. Мистический ореол окружает профессию натурщика неспроста. У многих судьба складывалась трагически. Так, те, кто позировал Ивану Репину, часто вскоре умирали. Среди них − Мусоргский, Пирогов и даже Тютчев. Словно их души переходили в картины. Однако «леденящая кровь история» связана с картиной «Иван Грозный убивает своего сына» («Иван Грозный и сын его Иван»). Художник Мясоедов, который позировал для роли царя, после окончания работы над картиной в гневе чуть не убил собственного малолетнего сына. Что касается Всеволода Гаршина, который позировал как сын царя, то литератор вскоре покончил жизнь самоубийством, бросившись в лестничный пролет. Впрочем, большое внимание этим случаям можно и не придавать, хотя они слегка щекочут нервы. Всё-таки стоит верить в лучшее, доброе и светлое, тем более что повод есть. Например, Сью Тилли, позировавшая Люсьену Фрейду, вновь попала в центр внимания прессы и профессионального сообщества в 2008 году, когда её портрет был продан за рекордную сумму русскому коллекционеру Роману Абрамовичу. Она ведёт достаточно скромный образ жизни, хотя её небольшую квартиру в Лондоне украшают подарки от одного из самых дорогих художников современности, которому Сью позировала не единожды.Беллу, как и Сью, заметил художник. Белла, как и Сью, не была из художественной среды. Но встречу с Александром Гунзеновым сложно назвать случайной. На протяжении многих лет Белла старается не пропускать ни одного открытия значимых выставок в городе. Можно понять , когда идёт сильный дождь или улицы заметает снегом, легко отказаться от планов прийти на вернисаж. Но только не ей. Со многими художниками Белла здоровается и общается как с давними и хорошими друзьями. Женщина в зрелом возрасте, с проницательным взглядом, доброжелательной улыбкой – к её присутствию привыкаешь достаточно быстро. Возможно, внутреннее тепло и привлекло художника, который предложил написать её портрет. Работа заняла несколько месяцев. Позировать Белла приходила три раза. Заканчивал его художник самостоятельно, дополняя портрет деталями, которые подчеркивали бы не только физическое сходство, но и создавали образ женщины, внутренний мир которой тесно связан с миром искусства. Получилось ли достигнуть этой цели Александру Гунзенову?! У зрителя есть право сделать свой вывод.!  

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload