Красота контраста

18.03.2018

 

Юлия Климко, директор МФСКИ «Арт-пасс»

 

Печатная графика – это известный способ тиражирования художественных изображений. В средневековой
Европе рынок печатной графики начал процветать благодаря распространению бумаги и изобретению первых
печатных станков. С появлением компьютерной графики печатная слегка сдала свои позиции. Тем не менее
она до сих пор востребована среди ценителей искусства и коллекционеров. Буквально несколько месяцев
назад в Париже серия из 100 гравюр Пабло Пикассо была продана за 1,9 млн. евро.

 

Глаз обычного человека различает около 150 основных цветов, профессионала – до 10–15 тысяч цветов, а
при определённых условиях способен отличить несколько миллионов цветовых валентностей (с учётом
яркости, тона и насыщенности). По крайней мере, опираясь на эти данные, составляют таблицы для
американских астронавтов. Жизнь не мыслима без ярких красок. Рассуждая о цветовом решении, мы порой
говорим: «Недостаточно розовый». Или: «Слишком красный». Возможно: «Не хватает синевы». В конце концов:
«Перламутра бы побольше». Тысячелетиями люди передают свои ощущения и мировоззрение, используя только
два цвета: чёрный и белый. Лишая цвета изображение, художники создают изысканные и тонкие произведения.
К выдающимся мастерам на Дальнем Востоке смело можно отнести Геннадия Кунгурова.

По словам самого Геннадия, в искусство он пришёл поздно, хотя интерес к прекрасному проснулся ещё в
детстве. Отец мальчика был егерем. Семья жила в глухой деревеньке на Алтае, в которой в лучшие времена
насчитывалось 30 дворов. Электричество провели в дом, когда Гене было лет десять. Телевизора не было,
но был радиоприёмник. Дети часто по вечерам слушали радиоспектакли. Интонации в голосе актёров,
дополнительные звуки дождя, скрипа колёс и т. п. будили воображение и рисовали в сознании мальчика
первые картины. Гена вырезал и хранил репродукции картин известных художников из журнала «Огонёк».
Внутренняя потребность побуждала мальчика подолгу рассматривать пейзажи, натюрморты и бытовые сцены,
развивая художественный вкус. Годы спустя, уже отслужив в армии семь лет срочной и сверхсрочной службы,
имея жену и ребёнка, молодой человек устроился шофёром на производство. Выход на работу совпал с днем
шофёра, и «новенькому» дали задание нарисовать стенгазету, которая стала причиной новой должности. Из
водителя Геннадия перевели в художники. Вскоре он поступил на худграф в Хабаровске, а потом в
Московский полиграфический институт.

Из множества живописных и графических работ художника хотелось бы выделить уникальную серию гравюр,
выполненных в качестве иллюстраций к японской любовной поэзии. Вдохновение литературными персонажами
было настолько сильным, что на свет появились утончённые, с виртуозной игрой силуэтов и контурных
линий, выверенные по композиции произведения. Каждая точка, штрих, линия, пятно настолько
взаимосвязаны, что изображение становится единым целым и неразрывным. Например, образ ветки дерева,
созданный точкой, может нами воспринимается как некая незаконченность, непредсказуемость, мягкость; с
помощью штриха проявляется резкость, динамика изображения; линии придают ощущение текучести и
активности рисунка. 
Если коснуться чуть подробнее средств, за счёт которых создается графическое изображение, точка
является самым мелким из всех. Выполнение рисунка точкой или пунктиром – наиболее трудоёмкий процесс,
но даёт больше возможностей при передаче объёмности. Точка хорошо «работает» в большой группе других
точек, заполняющих плоскость листа. Используя точки разного размера, можно добиваться создания иллюзии
цилиндрических и сферических поверхностей, лёгкой дымки и складок ткани.

Штриховой рисунок более эмоционален. Штрих даёт больше возможностей выразить тон, фактуру поверхности,
пространство. 

Линейный рисунок предполагает использование линии как основного или единственного средства изображения.
Линейный рисунок условно лаконичен. Изображение, выполненное тонкими линиями одинаковой толщины,
придаёт «воздух» и создаёт впечатление музыкальной мелодичности, лёгкости и беззаботности. Линии
создают ощущение текучести и активности рисунка.

Владея различными средствами художественной выразительности, художник умело передает разное настроение
и нужный характер образа. Графика Кунгурова невероятно живописна и интеллектуальна за счет техники и
выбранных сюжетов, которые поражают глубиной замысла и остротой.

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload