Стрит-арт в диджитал-эру

15.04.2018

 

 

 

Михаил Терехин, художник, иллюстратор, выпускник архитектурного факультета
 

Размышляя о стрит-арте, люди сразу представляют мультяшных героев или конструктивные узоры: вездесущий и суровый чёрно-белый лик рестлера-гиганта Андре Obey, изображённый на улицах всего мира; портреты нахальных крыс от британца Бэнкси или бесконечное число символов различных стрит-художников, незаконно красующихся во всём мире.

 

Тенденции меняются. Сейчас молодые художники переходят от бесконечного неосмысленного теггинга к более концептуальным и насыщенным смыслом, абстрактным и объёмным работам. На стрит-арт, как и любой другой вид искусства, сильное влияние оказывает интернет и диджитал-среда. Уличное искусство перемещается в онлайн. Последние годы стало особенно заметно, что художники создают работы на улицах в первую очередь ради того, чтобы сфотографировать их и выложить в Сеть, где они начинают жить своей жизнью. Меняются и темы, которые затрагивают стрит-арт-художники: теперь важно, чтобы работы попали в контекст интернета, мобильных сервисов, приложений и т. д. Ставшие доступными новые технологии: смартфоны, проекторы, дополненная реальность – теперь позволяют художникам «ломать» привычные границы городской среды. В новом материале мы попытались разобраться, что происходит со стрит-артом в диджитал-эпоху, и привести конкретные примеры.

Ни для кого не секрет, что все фотографии, использующиеся в рекламе (особенно в модной индустрии), уж очень усердно ретушируются в фотошопе. Неизвестный уличный художник решил напомнить всем об этом, наклеив панель инструментов Photoshop на несколько рекламных щитов H&M в Гамбурге. Стоит напомнить, что уже не раз шведскую компанию ловили в крайне неумелом использовании фотошопа.

К похожему стилю можно отнести и серию работ стрит-художника из Нью-Йорка Джилла Баллистика. Он добавляет сообщения о компьютерных ошибках и элементы интерфейсов на рекламные постеры, выражая своё отношение к продуктам. Одни окна предупреждают прохожих о низком заряде батареи, другие – о сомнительном качестве рекламируемого товара и даже о готовности отправить его «в корзину».

Конечно, того эффекта, который оказал своим творчеством Бэнкси, в России ждать не приходится, а если будет, то, наверное, не скоро. Скорее стоит порадоваться, что в нашей стране так много людей, способных создать из серой стены красочную инсталляцию. Всё, что можно сделать – это попытаться заложить в новом поколении желание выразить в первую очередь себя, а не получить коммерческую выгоду.

Пока свободное уличное искусство чувствует себя комфортно в галерейном, академическом формате, мы не сможем увидеть на просторах России нового героя с баллончиком краски. Может быть, это и к лучшему, кто знает?! Сегодня у молодых художников есть возможность проявить себя, не нарушая общественных устоев, и при этом напрямую обращаться к людям. Осталось лишь научиться правильно отражать свою мысль в работах, чтобы это было и красиво, и полезно обществу.

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload