Знак притяжения

14.05.2018

 

Юлия Климко, директор МФСКИ «Арт-пасс»

 

В последнее время всё чаще возникает вероятность получить персональное приглашение на важное мероприятие, написанное от руки. Кто и зачем их делает, если дизайнеры создали и продолжают создавать огромное количество различных шрифтов для печати на компьютере, порой не отличимых от рукописного текста? Как и много лет назад это делают каллиграфы, обладающие не просто навыками красивого письма, но зачастую создающие произведения искусства из написания букв.

 

По большому счёту, каллиграфия – это нечто среднее между рисунком и письмом. Изображённые на листах бумаги или шёлка иероглифы (арабская вязь, надпись на кириллице или латыни) выполняют функцию картины – доставляют эстетическое наслаждение и несут определённый смысл. В чём особенность каллиграфии как искусства можно понять, вспомнив историю. Во всех первобытных культурах понятия «писать» и «изображать» были идентичными. Информацию передавали не буквы и слова, а картинки. В дальнейшем рисунки схематизировались, становились не изображением предметов, а упрощёнными знаками, обозначающими эти предметы. У китайцев такими знаками стали иероглифы, представляющие собой совокупность письма и живописи, слова и рисунка, понятия и его обозначения. А так как в Древнем Китае написанное ценилось куда больше произнесённого, то искусство написания слов трудолюбивые и терпеливые китайцы довели до совершенства и возвели в культ. 

 

Старейшая археологическая находка, свидетельствующая о возникновении письменности на планете, относится к шестому тысячелетию до нашей эры. Это был гадательный панцирь черепахи с начертанными на нём протописьменными знаками, схожими с иероглифами современных восточных культур. Найден он был в бассейне реки Хуанхе, в районе современной китайской провинции Хенань. Этот факт даёт основание считать, что первая письменность зародилась именно в китайской культуре и является древнейшей письменностью на Земле.


Из Китая каллиграфия пришла в Японию, в которой также заняла позицию одного из видов изящных искусств, которым, наравне с поэзией и живописью, должен был владеть каждый культурный житель. Красиво написанный иероглиф или строка из стихотворения свидетельствовали о красоте мысли и духа. По качеству почерка угадывался не только уровень образования пишущего, но и его характер, и нравственные качества. И если потерять голову от портрета незнакомки – это европейская романтика, то влюбиться по почерку – восточная история.

 

И ещё несколько слов о восточной каллиграфии. В Древнем Китае каллиграфия появилась и успешно развивалась гораздо раньше живописи. Поэтому неудивительно, что, когда китайская живопись возникла, наконец, как отдельное искусство, она оказалось очень каллиграфичной: создавалась на том же материале (кисть, тушь, бумага, шёлк) и по тем же правилам написания. К слову, этим объясняется своеобразие восточного рисунка: тонкого, полупрозрачного, построенного на сочетании различных линий, каждая из которых написана в определённой манере. Восточные люди умеют читать сложный язык линий и штрихов. Например, на листе изображён бамбук. Мы с вами кроме бамбука можем ничего и не увидеть. А человек, постигший суть искусства каллиграфии, отметит, что ствол бамбука написан одним стилем, колена – другим, ветви – третьим, а листья – четвёртым. И в этом сочетании линий и приёмов он вдруг почувствует то, что хотел передать художник – ветер, который шевелит бамбук. 


Среди общих правил каллиграфии и живописи первое и самое важное – гармония духа и рождение движения. В каллиграфии вообще это очень важно – ощущение движения. Мы можем не прочитать знаков и символов чужой культуры, но плавное движение кисти, все её нажимы и повороты от нас ускользнуть не могут. Таким образом, каллиграфия – это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа.

 

Кроме Китая и Японии, каллиграфия являлась и является одним из ярчайших направлений исламского искусства. Как известно, в арабских странах было запрещено изображать людей и животных, поэтому всё, что оставалось художникам – плести вязь орнаментов и букв. Самыми искусными каллиграфами считались писцы Оттоманской Турции. С тех времён известна поговорка: «Коран был открыт в Мекке, прочтён в Египте и написан в Стамбуле». Турки создали стиль «муссона» (арабское слово, означающее «двойной»), где одна половина текста является зеркальным отражением другой. Ещё более изобретательной была разновидность арабского письма, которую можно назвать изобразительной каллиграфией, когда текст расписан в форме птиц, животного, дерева, лодки, мечети или минарета. 

Появление христианства дало толчок искусству каллиграфии на Западе, ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусство каллиграфии достигло в VII–IX веках в Ирландии и Шотландии, где монахи создавали иллюминированные Евангелия – шедевры средневекового искусства. 

 

Если посмотреть на каллиграфию с позиции современного художника, то этот вид искусства – один из самых интересных способов самовыражения. Через буквенные знаки и символы можно создавать то, что волнует и пробуждает разум и сердце, описывает настроение, черпая вдохновение из афоризмов, песен, литературных произведений, собственных размышлений.

 

К заметным владивостокским каллиграфам относится Николай Гольдман, который создаёт запоминающиеся образы на основе букв, обращаясь при этом как к традициям восточной школы каллиграфии, так и западной. Он экспериментирует с традиционными материалами и инструментами: бумагой, тушью, чернилами, пером, кистью – и авторским инструментом. 

 

Для художника важен тот смысл, который он вкладывает в произведения. Так, работа «Gravity» – размышления автора о гравитации как причине начала и конца любых взаимодействий – с неё всё начинается и ей всё заканчивается. В работе это выражается в том, что начало и конец слова Gravity перекликается с началом и концом круга «энсо» – образом совершенства и гармонии, «обликом реальности». Принято считать, что «характер художника полностью проявляется в том, как он рисует энсо; только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо». 

 

Немаловажен и цвет, который использует художник. В работе «Движение энергии» символичен красный, который по градиенту от оранжевого и жёлтого уходит в белый, напоминая, что движение – это жизнь. Николай Гольдман акцентирует внимание, что энергия красного спектра передаёт буйство жизни, желание вырваться на поверхность. Он проводит параллель, что внутри солнца идёт постоянная борьба между гравитацией и магнетизмом, где гравитация, в конце концов, одерживает верх и на поверхность вырывается мощный поток энергии, являющийся одним из важнейших условий существования жизни. 

 

Как и любое искусство, искусство каллиграфии развивается и эволюционирует, расширяя границы известного. Есть художники, для которых традиция и наследие прошлого стоят на первом плане, есть мастера, которым важно выразить эмоции, и они уходят в экспрессию и искажение знаков, добиваясь чувственной реакции у зрителя. В любом случае, умелая каллиграфия по праву вызывает восхищение и уважение.

 

 


 

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload