Время горожан

09.08.2018

 

Андрей Василенко, куратор специальных программ Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого»

 

Города. Большие и просто огромные, разбросанные по всему свету. Территории, где роскошь соседствует с вопиющей нищетой, где мечты о красивой жизни идут рука об руку с разочарованием. Места, где разворачивается жизнь различных сообществ и отношения между людьми становятся максимально видимыми. Для кино такие сюжеты – настоящее Эльдорадо. Здесь, в едином драматургическом пространстве разворачиваются драматические истории об одиночестве и безразличии, успехах и поражениях. Вероятно, современность, пропитанная духом урбанизма, особенным ощущением того, что мы называем городским образом жизни, зачастую не мыслима без экранных образов. Уже первые известные киноленты, созданные на рубеже XIX и XX столетия, представляли собой новые типы изобразительного измерения города – «живого организма», энергичного коллективного тела, которое искрится витальностью и всегда находится в движении. Сама история кинематографа может быть написана именно таким образом, чтобы показать эволюцию современного города, специфических образов жизни, к которым города буквально принуждают своих жителей.

В этом году в программе кинофестиваля «Меридианы Тихого» около двухсот фильмов. И одной из ключевых тем, которая объединяет режиссёров со всего мира, принадлежащих разным поколениям и традициям, – это истории о современном человеке – о той фигуре, без которой невозможно представить себе, что же такое современных город. Они очень разные, принадлежат различным социальным слоям: их истории – настоящее торжество разнообразия, главного достижения современности.

 

«Счастливый Лазаро» реж. Аличе Рорвахер

Исполненный лаконичностью философского трактата, «Счастливый Лазаро» – гуманистический манифест: то самое высказывание, которое всё реже и реже появляется в среде авторского кинематографа. История разворачивается на удалённой ферме, где живут несколько крестьянских семей. Жители этого идиллического края не ведают, что крепостное право давно отменили, во всём слушаются свою хозяйку, которую называют не иначе как маркиза. Вскоре в деревушку прибывает полиция, изобретательную аристократку арестовывают, незадачливых крестьян отправляют в город, где они должны стать объектами опеки социальных служб и профсоюзов. Однако, в конце концов, их уделом остаётся мелкое воровство и жизнь на краю социальной Ойкумены. Эти две реальности как раз объединены фигурой Лазаро – аутичного молодого крестьянина,который, словно святой пророк, спустившийся на землю, пытается напомнить людям о необходимости сделать усилие и постараться хоть немного позаботиться друг о друге,увидеть вдругом близкого человека.

 

«Нервный перевод» реж. Шерин Сено

Традиционная семья как уходящая натура на заре нового века – таким мог бы быть слоган второго фильма молодой филиппинской кинематографистки Шерин Сено. Распад связей –базис семейныхнесчастий – упакован в лаконичное предъявление бытовых ситуаций. И главный геройтут –восьмилетняя девочка по имени Яель.По сути, «Нервный перевод» – это экзистенциальное эссе, где переживания главной героинипоказаны как бесконечное повторение рутинных актов и действий. Одиночество ребенка,который ещё не может осознать, в силу возраста, разрушительный потенциал этогосостояния, – мерцающий лейтмотив, объединивший драматургические изводы фильма. Днями напролёт героиня слушает кассеты с записанными на них монологами отца, которые приносит регулярно его друг. Мать Яель, усталого вида молодая женщина, иногда словно и не замечает ребёнка. Режиссёр создаёт неповторимый образ герметичного мира, будто бы сокрытый от актуальной реальности: в стране политический кризис, но никто из жителей и гостей маленького дома, в котором всё происходит, не хочет знать об этом. Город, как волшебный мир, параллельная реальность, воспринимается героиней лишь через экран телевизора,который, в свою очередь, является полноценным героем, как бы предвосхищая наступление новой эпохи вездесущих информационных потоков.

 

«Шёлк и Пламя» Реж. Джордан Шиэл

Яо, молодой бизнесмен, приезжает в родную деревню в канун нового года. Для Китая – это добрая традиция – воссоединяться с семьёй во время главного праздника. Но для героя это настоящее испытание. Да, он обеспечен и успешен. Большой город подарил ему множество возможностей, которыми он воспользовался, и теперь может помогать своей большой семье. Однако всё сильнее и сильнее нарастает непонимание между близкими. Экономический бум и высокие темпы урбанизации разворачиваются на фоне обнищания сельского населения, которое не вписывается в новые реалии. Режиссёр использует известный прием в документальном кино, записывая монологи главного героя, его мысли о происходящем, которые придают всему повествованию особенно драматический градус.

 

«Магазинные воришки» Реж. Хирокадзу Корееда

Новый фильм японского ригориста Хирокадзу Корееда, награждённый в том году главным призом Каннского фестиваля, продолжает размышления мастера о тех формах межличностных отношений, которые не вписываются в традиционные нормы. Режиссёр рассказывает историю большой семьи, глава которой во время прогулки со своим сыном находит маленькую девочку, буквально забытую родителями на улице. Спасители приводят малышку в свой дом, однако не спешат связаться с полицией и вообще ведут себя достаточно странно. В конечном итоге оказывается, что все члены семьи и вовсе не родственники – они просто живут вместе и заботятся друг о друге. Это добровольное объединение людей, ищущих прибежища в большом городе, наполненном равнодушием и жестокостью к тем, кто слаб. Корееда кардинальным образом ставит под вопрос монопольный статус традиционной семьи как способа жить «сообща», указывая, что кровное родство не единственный путь обрести подлинную близость и получить поддержку ближнего.

 

«Don'twork» Реж. Цезарь Васси

Документальный очерк о жизни молодой пары – Эльзы и Габриеля – студентов Парижской художественной академии. Встречи с друзьями и богемные вечеринки, прогулки по городу, наполненные открыточным романтизмом, и заумные разговоры об искусстве, политике и вызовах, которые современный мир бросает человеку. Герои – будущие интеллектуалы, представители определённой социальной группы, которая традиционно занимала особое место в жизни французского общества. Именно такие же молодые горожане пятьдесят лет назад взбунтовались и стали движущей силой протестных движений, превратив Париж в центр всемирного неповиновения. Они захватывали университеты, дрались с полицией, писали на стенах домов глубокомысленные изречения современных философов и зачитывались философскими текстами марксистского толка. Для Франции, как и для всей Европы, май 1968 – историческая веха, положившая начало новому этапу эмансипации, конструированию диалога власти и общества. Теперь, когда левый проект только начинает вновь реактуализироваться, а весь мир сотрясают бесконечные кризисы, некогда померкшие герои вновь выходят на авансцену общественной жизни. Об этом и рассуждает режиссёр фильма Цезарь Васси, пытаясь разглядеть в своих героях потенциал к новой революционной борьбе за будущее.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload