Социальные тренды и мода

09.08.2018

 

Я часто встречаю высказывания, что нынешняя мода – она «не про красоту». С этим утверждением легко поспорить, ведь красоту можно увидеть в самых странных вещах, если не ограничивать восприятие стереотипами. Пожалуй, я бы сказала: «Современная мода – не про красивость». Красивость долгое время была краеугольным камнем концепции женственности, а одежда, в сознании большинства женщин, должна была эту красивость подчёркивать и в каком-то смысле создавать. 

 

Ева Моор, дизайнер одежды

 

В последнее десятилетие мы наблюдаем мощный слом парадигмы – женщина из объекта постепенно превращается в субъект. А женщина-субъект – это в первую очередь активная личность, а не «прекрасный цветок», чья основная задача радовать глаз. И если говорить о главном социальном тренде, несущем подобные изменения, – то это, конечно, феминизм. Сетования и истерики по поводу этого явления, в основном, продиктованы страхом перемен. Но феминизм точно так же отвечает эволюционным изменениям мира, как прогресс в области технологий, производства и потребления. Невозможно продолжать жить по патриархальным схемам в обществе, где женщина зарабатывает свои собственные деньги и полноценно участвует в экономических процессах. Это, по меньшей мере, нелепо.
Как новые веяния влияют на женскую моду, я думаю, все чувствуют очень хорошо. Тренды последнего десятилетия могут нас вдохновлять или не очень, но игнорировать их полностью не удастся – даже такой консерватор, как я, внедряет в свой гардероб что-то наиболее мне близкое. В целом на арене– свободный крой, оверсайз, стильная продуманная небрежность, комфортная обувь. VS – облегающий силуэт, чрезмерная нарядность, залитые лаком локоны и туфли на шпильке. Говорят, продажи шпилек упали, и не перестроившиеся под эмансипированную клиентку обувные бренды несут убытки. Активная женщина, женщина нового времени предпочитает кроссовки. Если она при этом fashionista, кроссовки будут какие-нибудь эдакие, коллаборационистские и хайповые. (Кроссовки – новые лабутены, не иначе). А также, ура, всевозможные броги, оксфорды, челси, монки, сандалии, лоферы, жокейские сапоги, высокие шнурованные ботинки и т.д., что лично я считаю более стильными вариантами удобной обуви, чем вездесущие кроссы, вариантами, где-то мирящими элегантность, красоту, удобство и образ сильной женщины. Если высокий каблук, то широкий, устойчивый. Женщина, которая уверенно стоит на ногах, – ведь это про нас, не так ли?

Всё, что раньше было призвано подчеркнуть красивость, сейчас выглядит устаревшим и бесхарактерным, если женщина продолжает позиционировать себя исключительно объектом. В то же время, в эпоху постмодерна, любой образ может быть лишь игрой или умелой метафорой, настроенческой стилизацией. Например, моя подруга-феминистка обожает диоровский нью-лук, экстраженственные соблазнительные платья и шёлковые пеньюары с кружевом. А знакомая, которую я каждый раз вижу в каких-то невероятных шикарных лодочках на шпильке, – директор преуспевающей компании. Выходит, судить по форме о содержании ошибочно, если не видеть главного – собственно, личности женщины. А ещё есть такая форма, как эклектика. Ситуация, которая даёт максимальный творческий импульс, – когда одна экстраженственная вещь сочетается в образе с другой, условно неженственной, грубоватой или явно пришедшей из мужского гардероба. Этот приём уже классика, и я рекомендую его всем, кто, как я, стилистически завис между старым и новым мирами.

Ещё один социальный тренд, который находит отражение в моде, – бодипозитив. Он тоже имеет экономические предпосылки. Долгое время женщины с лишним весом (а бодипозитив в основном транслируется как принятие тела с нековенционными параметрами) были как бы невидимы, игнорируемы в модной индустрии. Это, конечно, сказывалось на их покупательской способности: что толку пытаться быть модной, если ты не вписываешься в параметры «красоты». Сегодня модельеры выпускают на подиум моделей плюс-сайз, звёзды и селебрити нехрупкого телосложения демонстрируют нам совершенно восхитительное отношение к собственному телу, они несут свои формы с гордостью в роскошных нарядах, и, действительно, выглядят великолепно. Рианна, Ким Кардашьян, Кристина Хендрикс, Адель– лишь самые первые имена, что приходят на ум, и заслуга этих женщин в том, что, глядя на них, на их уверенность и сексуальность, начинают принимать и любить себя миллионы других женщин, которые раньше считали, что носить красивую одежду и считаться красивыми, достойны лишь стройные. Конечно, бодипозитив не ограничивается только категориями веса и параметрами фигуры, он включает в себя принятие внешности как таковое, принятие особенностей и несовершенств – своих и людей вокруг. В дискурсе моды можно говорить так же о том, что тренд на спорт и спортивную одежду в каком-то смысле пересекается с трендом на бодипозитив, как ни странно. Ведь как мы понимаем, спорт – это тоже та сфера, где женское тело выступает не в качестве объекта, а в качестве субъекта, доставляющего радость самой женщине своей выносливостью, ловкостью, силой, природной красотой. Красота, а не красивость – это то, что сейчас в тренде.

 


 

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload