Валерия Радченко: I don’ t need more clothes

13.09.2018

 

Концептуальная коллекция одежды молодого дизайнера Валерии Радченко, которую она представила недавно во Владивостоке, одновременно и остросоциальная, и провокационная. «Я более не нуждаюсь в одежде», – так заявляет героиня коллекции, являясь в чём-то прозрачном, облегающем и нюдовом, и это уже не просто мода, это художественное высказывание, акт современного искусства, не меньше.  @valeryradchenko


Интервью: Татьяна Мазнева 

Фото: @darianorkina
Съемка коллекции:  Ph @iamplenkov  Md @almost_saint @limysoull  Mua @nas.kov

 

Валерия учится на дизайнера уже много лет, более восьми, практически всю свою молодую сознательную жизнь. Сначала в колледже ВГУЭС, затем в Санкт-Петербурге, в Лондоне, на практике в салоне авторской одежды у Ирины Кучумовой во Владивостоке. И вот сейчас на последнем курсе в филиале Британской высшей школы дизайна в Москве (British higher school of art & design Moscow), где обучение проходит на английском языке, получает знания и умения из рук передовых экспертов мировой фэшн-индустрии. 

 

– Валерия, сегодня в вашем образовании участвуют представители мировых брендов, но сначала был колледж нашего ВГУЭСа. Пригодились ли вам полученные там знания? 
− Конечно. Я закончила колледж ВГУЭС с отличием, не раз участвовала в фестивалях моды «Пигмалион» и занимала призовые места. Я получила там необходимые базовые знания, и очень за это благодарна моим преподавателям. Но когда я пришла работать в ателье, руководитель мне сказала: «Забудь всё, что тебе преподавали, будешь учиться заново!». Я стала по-новому осваивать профессию, мне даже первое время заказы не давали и несколько месяцев только учили – как работать с люксовой одеждой, как обрабатывать дорогие изделия, как работать с клиентами. Но мне кажется, что так во всех профессиях – на производстве учишься совершенно новому, и практика всегда отличается от теории. 
Потом я поехала в Лондон на летние курсы в ISTITUTO MARANGONI, потому что, в том числе, хотела посмотреть, как буду чувствовать себя за границей. И поняла, что не смогу там: всё чужое, я совсем одна, а ведь откуда-то нужно черпать силы и энергию, чтобы творить. Я так и сказала тогда семье: не смогу жить в другой стране.

 

– Поэтому на учёбу в Британскую школу искусства и дизайна ты поступила в московский филиал? 
− Наверное, да. Вступительные испытания были крайне тяжёлыми. В основном, из-за того, что всё на английском − выкройки и вся терминология. На последнем курсе мне предстоит сделать финальную коллекцию из шести моделей. Из 25 студентов выберут около десяти, кто удостоится показать свои коллекции на Mercedes-Benz Fashion Week в Москве.
Также в этом году у нас была возможность поучаствовать в коммерческом проекте − целый модуль для марки Paul Smith. Нужно было разработать концепцию коллекции для них. Наши презентации на английском оценивала комиссия из представителей известных брендов, например, таких как Bosco. В итоге моя работа сначала вошла в десятку лучших, а потом в первую тройку. Но это не означает, что в целом я самая лучшая в работе, просто именно в этом случае мой проект подошёл больше, чем другие. 


– Валерия, в каком возрасте ты поняла, что хочешь стать дизайнером? 
− Даже не знаю. Помню, что мама в детстве отдала меня в художественную школу и на танцы. Пять лет я училась рисовать натюрморты, постигала историю искусств, но мне, честно говоря, там не нравилось. Как-то лет в двенадцать взмолилась: «Мам, не хочу больше горшки рисовать, забери меня оттуда». А мама говорит: «Зато, Лера, когда придёт время зарабатывать деньги, ты сможешь стать дизайнером или хореографом, у тебя будет большой спектр для выбора профессии». Тогда-то во мне и запало это: «стать дизайнером», эта фраза меня просто заворожила. И когда пришло время, я взвесила все «за» и «против» и решила послушать свое сердце – пойти учиться шить. Так что это не было страстью с детства, это была «мамина удочка». Мне вообще повезло с родителями. Они поддерживают меня во всём, не вникая в тонкости, просто доверяют, спасибо им за это. 

 

– Что самое трудное в нынешней учебе?
– Первый год был самый жёстким годом в моей жизни. Честно говоря, я чуть не сдалась. Понимаете, там совсем другая система обучения. Нам так и сказали в самом начале: «Будьте готовы к тому, что ваш мозг будут ломать, выжимать и скручивать. И что у вас не будет никакой другой социальной жизни». И это было буквально так. Кроме того, очень суровый режим. Учёба с 10 до 17, и ещё куча домашних заданий на завтра, которые приходилось делать до самого позднего вечера. 
Тогда казалось, что эта учёба не имеет никакого отношения к фэшн-индустрии, даже намёка. Всё это было про современное искусство, про творчество. Нам, к примеру, давали задание бродить по Москве с листком бумаги и мелком и срисовывать, делать отпечатки на листок разнообразных текстур. Или совершенно сумасшедшие задания, когда приходилось подходить на улице, например, к бомжам, просить о фото или разговаривать с ними об их судьбе-жизни. Я тогда не понимала – зачем я трачу своё драгоценное время на всё вот это? Я шла за фэшн-дизайном, а на меня обрушили современное искусство. Теперь я понимаю, что нам расширяли горизонты сознания, раздвигали рамки мировоззрения, давали простор для творческого полёта. И только на второй год уже началась учёба непосредственно в области индустрии моды и дизайна. Мы сейчас всегда в состоянии дедлайна, всегда в процессе подготовки какого-то проекта, показа, презентации, без отдыха, всегда в напряжении. Потому как мода – это такая сфера, где мощнейшая конкуренция и останавливаться нельзя.
 

 

– Валерия, как ты представляешь свой дальнейший путь в индустрии?
− Чем ближе к финалу, тем меньше я уверена в том, что знаю, чего хочу. Многие мои однокурсницы намерены ехать покорять заграницу, а я не хочу, думаю, что это очень тяжело и сопряжено с большими жертвами со стороны девочек. Но у меня есть ещё год подумать. 

 

– Расскажи про свою новую коллекцию, которую ты презентовала во Владивостоке. 
− Я сшила её примерно за половину этого лета и не в рамках учебы. Можно сказать, что это моя первая коммерческая коллекция. Смесь casual и sport. Она будет продаваться, хотя там нет размерного ряда, всё в эксклюзиве. 

 

– Про что эта коллекция, как ты формулируешь её концепцию?
− Она про общество потребления. Я размышляю про то, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и что я могу сделать, как повлиять на это. Да, это остросоциальная тема. Название коллекции можно перевести как «Я не нуждаюсь более в одежде». Я использовала такие материалы, как, например, гибкое стекло, вторичные материалы − одежду и лейблы из масс-маркета. Покупала там какие-то вещи, распарывала их, переделывала, например, переставляла карманы, детали. 

 

– Получается, что это уже не просто фэшн, не просто одежда, это художественное высказывание, акт современного искусства. 
− Мода − это всегда идеология и искусство, когда дизайнер делает какое-то послание обществу. Должна быть история, почему именно эта ткань, эта вышивка, не просто так, из головы я беру и использую что-то в коллекции. 


– Как рождается концепция и идёт работа над коллекцией?
− В процессе учёбы мы ведем некие «скетчбуки» − дневники, где фиксируем историю разработки проекта. Сначала я изучала и развивала тему. Посмотрела потрясающий документальный фильм «Дом» − работу уже известного режиссёра о нашей планете, о том, как она меняется под влиянием человеческой деятельности. Потом я развивала тему общества потребления. Мы очень много делаем покупок, одежды, наши шкафы, как правило, ломятся от вещей, которые нам не сильно и нужны. Дом захламлён предметами, вещами, но мы не можем остановиться. Это и про меня тоже, это глобальное явление в обществе потребления. 
Затем я изучала тему калокогатии − это философское учение о душе и теле человека, как это работает в симбиозе. Мы всё время заботимся о материальных благах, но, может быть, нам надо больше думать о душе? Если человек живёт в гармонии, то, как правило, его ничего не беспокоит. Нюдовые, телесные цвета и обтягивающие формы в моей коллекции – это как раз отсылка к теме души и тела. Потом начала вырисовываться тема вторичных материалов. Примерно так и разрабатывается коллекция. Это целый процесс. 

 

– Валерия, а как же модные тенденции, где в этом во всём актуальность, мода? 
− У каждого дизайнера есть своё чутьё. Что касается модных тенденций, деталей, то нам строго-настрого запрещено заимствовать, срисовывать их у других, делать плагиат. Конечно, от моды никуда не деться. Но для меня главный показатель – чтобы мне самой эта одежда нравилась так, чтобы не хотелось с этим расставаться. Значит, это будет нравиться и другим. 

 

– Ты молодая девушка, сейчас лето и море, неужели не хочется просто загорать на пляже, купаться?
− Некогда. Мне для учёбы уже нужно делать новый проект, искать идеи, которые лягут в основу новой коллекции. Если честно, то иногда меня одолевают сомнения – кому всё это нужно и не лучше ли было бы лежать на пляже. Но минутная слабость проходит, и я понимаю, что всё делаю правильно, что я на верном пути. 

 

 


 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload