Она такая одна

13.09.2018

 

К 10-летию сети дошкольных образовательных центров «Карапуз-Академия»

 

Знакомство и общение с Ольгой напомнило мне прогулку по лесной дороге, когда, свернув с протоптанного пути, находишь удивительной красоты место, наполненное игрой солнечных лучей сквозь кружевную листву деревьев, где переливаются капельки росы на травинках и каждый шаг дарит какое-то открытие. И потом хочется вспоминать эту встречу, чтобы снова ощутить прикосновение к чуду.Ольга Викторовна Малахова, удивительная, безгранично талантливая женщина, директор сети детских садов «Карапуз-Академия». Здесь каждый малыш, прежде всего, воспринимается как личность, уникальная и неповторимая.

 

Интервью: Дина Удалец  

Фото: Ana Sava  
Стиль: Юлия Крупа  

Макияж, волосы: анна кузнецова
Одежда: ТД DЕФИЛЕ

 

– Ольга, с юбилеями вас! Недавно вы отпраздновали два дня рождения: ваш и «Карапуз-Академии». Расскажите, как всё прошло?
– Честно сказать про свой юбилей немножко забыла, хотя изначально думала, что для меня юбилей «Карапуз-Академии» и будет прекрасным подарком, потому что моя работа практически равно моя жизнь. Мне важно было, чтобы наши дети почувствовали себя звёздами, чтобы они ощутили большую сцену. Я сама человек сцены в прошлом, мне это очень нравится, не отпускает, поэтому, конечно же, я хотела, чтобы дети прониклись энергией. Знаете, дорогого стоит вывести 70 детей на сцену. Никто не растерялся, не заплакал, а такое часто бывает.

 

– Какие номера были самыми волнительными?
– Все детские номера на самом деле были для меня волнительными. Со всеми отдельно работали. Какие-то дети пели, какие-то танцевали. У нас был прекрасный номер «Волк и козлята» на девять минут для детей пяти-шести лет. Конечно же, все удивлены сложной лексикой и развитием номера. В нём я выступила в роли мамы-козы, что мне очень близко, для них я мама внутри нашего детского сада. Дети меня любят, я это чувствую и сама люблю их очень сильно. Кстати, в празднике участвовали наши выпускники, некоторые уже пятиклассники. Они с большим энтузиазмом отозвались. Две недели репетиций, встреч. Они шкодили, смеялись, веселились и прекрасно выступили на сцене.

 

– Значит, скоро у нас будет много актёров и танцовщиков?
– Вы знаете, мы не ставим определённой задачи вырастить артистов, нам нужно, чтобы они были свободными, раскрепощёнными, чтобы могли говорить, высказываться. Нашей стране сейчас нужна и чуткая поддержка математических умов, в этом направлении мы тоже много работаем.


– Вы даёте ребёнку попробовать себя в разных амплуа и собственно решить, что ему ближе.
– Да. Это очень важная часть нашей деятельности. У нас дети танцуют, поют и занимаются лего-конструированием (очень популярное направление), они готовы часами ковыряться в мелких деталях. Самое главное, что программы детей вовлекают, завораживают. Надо сказать, каждым направлением занимаются профильные педагоги: английский язык, развитие речи, хореография, подготовка к школе, этикет и «буковки и крючочки». Воспитатель один, как бы ни хотел, как бы ни любил, не может выполнить такую грандиозную работу. У воспитателя задачи несколько другие, нам очень важно, чтобы он был настоящим другом, поддержкой, придавал уверенность детям, помогал в каких-то вещах.

 

– Педагоги «Карапуз-Академии» сегодня – кто они?
– Прежде всего, это увлечённые своим делом и детьми люди. Искренние и добрые. Имея достаточно большой опыт работы, я могу точно сказать, что диплом об образовании педагога ещё ничего не говорит. Нам важны, наряду с образованием, человеческие качества. Бывают перемены в коллективе, если кто-то механически делает свою работу, даже очень качественно. Нам этого мало: нужна душа человека, искренняя заинтересованность в своём деле.

 

– Ольга, вы – любимая женщина, мама двоих детей, бизнес-леди. Как вы всё это совмещаете? 
– Физически это сложно: уделять достаточно внимания семье, своим детям и в то же время держать под полным контролем своё детище. Но я думаю, главное в успехе моего дела, что меня поддерживают, понимают, мне не говорят укоризненно: «Опять ты там до ночи сидишь! Где ты?» Всегда подстрахуют, всегда помогут. Совет всегда спрашиваю у супруга. Во всех аспектах семья меня поддерживает. Малыши мои понимают и знают, что детский сад – это в принципе для них.

 

– Какой самый смелый поступок вы совершали? 
– Не знаю. Когда я совершаю тот или иной смелый поступок, мне кажется, ну что тут такого, чего я там боялась. Нужно подумать.


– Что вам всегда помогало идти вперед? 
– Собственные душевные вложения, переживания за всё это. Наверное, меня всегда подстёгивало личное стремление к лучшему. Я создала тот уютный уголок, где было комфортно моему сыну, где доченька прекрасно провела своё дошкольное детство: лучшие педагоги работают, все чисто, красиво, оснащено, как нужно.

 

– Какой канал на YouTube вы смотрите? 
– Если честно, я не смотрю определённые каналы. Я обращаюсь к ютюбу достаточно часто, но больше за вдохновением, за поиском музыки, за поиском каких-то идей, когда нужно чем-то подпитаться.

 

– Элджей или Pharaon? 
– (Смеётся.) В такой постановке вопроса – Бетховен. Я абсолютно не приемлю ненормативную лексику. Я с ужасом представляю, что ещё чуть-чуть и мои дети будут это слушать и смотреть. Даже готова признать, что я достигаю определённого возраста ворчания, когда мамочки начинают говорить: что это за ерунда? А дети абсолютно уверенно доказывают, что нет, ерунда – это всё, что было у вас. Грустно мне немножко. Провожу аналогию, мне кажется, со временем это всё накручивается, становится более резким, жёстким.

 

– Такое время вседоступности и вседозволенности.
– Самое главное донести до своего дитя, чтобы он понимал, слушать можно всё и сколько угодно, но он должен уметь распознавать какие-то грани дозволенного, не переходя за определённую черту. 

 

– А как найти грань между направлять и навязывать свое мнение? Есть у вас свой способ?
– У меня нет своего способа. Я очень много читаю литературы, хожу на семинары. Например, недавно был такой дерзкий семинар Димы Зицера, где человек на энергиях какой-то молодежной тусовки доносил реформации до слушателя: вы вообще о чём, дети сейчас совершенно другие, нужно другие подходы искать. Я хочу сказать, что каждый должен почувствовать тот или иной путь и определиться с выбором. Наверное, всегда моим вдохновителем и учителем остаются мои родители. У меня достаточно строгий отец, но при этом очень мягкая мама, добрая и отзывчивая. В моей жизни никогда не было: «Ты идёшь петь и никуда больше!» или «Ты поступаешь вот в этот университет и никуда больше». Могу представить, что чувствовала мама, когда я последние два школьных года готовилась на юридический факультет, уже даже проходила практику в 10-11 классе, и в один прекрасный момент сказала: «Мама, завтра мы едем в Хабаровск поступать на театральный факультет». (Смеётся).

 

– И вы поступили?
– Я поступила на театральный факультет на педагога-хореографа, так как всю свою юность танцевала в коллективах, это было мне очень интересно, я очень много времени там проводила. Не было никаких препятствий, непониманий или каких-то отговоров: «Ты должна подумать, ты сломаешь себе жизнь». И статус педагога был получен. Пусть он и профильный, но всё же возрастная психология, все аспекты взросления детей, всё необходимое изучалось, и это было первой ступенькой к развитию именно в том направлении, в котором я сейчас живу, действую, дышу.

 

– То есть с детьми нужно дружить?
– Нужно. Определённо точно дружить нужно. Но всегда понимать, что для ребёнка, особенно для подростка, ты будешь всегда мамой, не другом. Дружить, наверное, в плане того, чтобы настроить какие-то доверительные отношения, чтобы ребёнок мог всегда обратиться к своим родителям. Конечно же, можно прикидываться сколько угодно, вместе слушать Элджея (смеётся), но всё-таки у ребёнка должно быть ощущение мамы.

 

– Что для вас любовь?
– Главное (улыбается).

 

– «Карапуз-Академии» исполнилось десять лет. Что было самым сложным в этом периоде? И чем вы особенно гордитесь сегодня?
– В то время, когда мы открывались, понятия частный детский сад и бизнес вообще шли абсолютно параллельно, поэтому изначально мы назывались студией развития, а позже объявили себя детским садом. В процессе развития была создана Приморская ассоциация дошкольных и школьных частных образовательных организаций, соучредителем которой я стала. Масса встреч в департаменте образования, письма на федеральном уровне о необходимости внесений изменений в санитарные нормы и правила и прочие предложения – всё для того, чтобы мы могли вести свою деятельность в рамках законодательства. Движение это было настолько сильным, не только в нашем регионе, что были внесены поправки и изменения и в закон об образовании, где чётко указали, что индивидуальный предприниматель может оказывать образовательную деятельность, может лицензироваться. Конечно же, лицензия – это гордость и смелый поступок. Бизнес и государство рядом – это смелый поступок.


– Как вы строите отношения с родителями своих воспитанников?
– Дети – это самое дорогое, что есть у родителей, как бы банально и избито это ни звучало. У каждого есть понимание своего счастья и своей правильности поступков или решений. Мы всегда достаточно лояльны, идём вместе с родителями, подстраиваемся и подстраиваем. Мы никогда не говорим, что у нас вот так и по-другому быть не может. Но очень тактично, обходя острые углы, постепенно наши родители становятся по-настоящему нашими, преданными, дорогими. 


– Обращаются ли к вам за помощью, чтобы разобраться в вопросах воспитания?
– Бывает. Если это какие-то вещи житейские, как повести себя здесь и сейчас, мы обязательно находим пути решения, но я никогда не даю советов, не будучи уверенной в абсолютной компетенции, опять же из соображения «не навреди». Я говорю о вопросах психолого-педагогического характера, требующих определённой коррекции. У меня есть прекрасные педагоги и специалисты, к кому я могу направить с более сложными вопросами, требующими внимания, погружения и, самое главное, с достаточными знаниями и пониманием ситуаций. 


– Какие нестандартные формы обучения или собственные методики есть в «Карапуз-Академии»?
– Велосипедов мы не изобретаем точно, но стремимся любую деятельность сделать максимально интересной и прогрессивной, используем интерактив. Как бы все родители не были против гаджетов, мы не можем умышленно шагать назад. У нас есть планшет размером в полстены, который является проводником в мир знаний, с прекрасными интерактивными программами, соответствующими Федеральным государственным образовательным стандартам. Например, подключается микрофон и отрабатываются логопедические упражнения. Очень важно не просто сажать детей за парты и что-то им долго рассказывать, важно, чтобы это была интересная деятельность в игровом ключе, соответствующим образом оформленная и представленная. Как говорят, расскажи мне – я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне это сделать – и я это пойму.

 

– В прошлом году, в интервью нашей редакции, вы сказали, что планируете открыть школу. Вы уже наметили заветную дату? 
–  Конечно же, это будет тот самый смелый поступок. На самом деле, исходя из лучшего, как только буду к этому готова, сразу же запущу.


– Когда вы открывали первый садик, вы чётко понимали, каким он должен быть. А какой, по вашему мнению, должна быть идеальная школа? 
– Ориентируясь на своих детей, которые уже учатся в школе, мне хочется, чтобы педагог был другом, страшим товарищем и наставником, как мы стараемся делать это в детском саду. Чтобы дети ни в коем случае не боялись учителя, чтобы они могли спокойно дискутировать и доносить свои мысли. Должна быть более свободная среда.

 

– Каждый танцор в душе актёр. Каждый актёр в душе танцор. А что вам ближе?
– (Улыбается.) Я всегда говорю: я артист неразговорных жанров. Мне легче станцевать, чем донести словами. Но, тем не менее, я с большим удовольствием принимаю участие во всех наших постановках, а они всегда грандиозные и серьёзные. И всегда кто-нибудь спрашивает: куда вас вечно несёт? У нас всегда прописанные сценарии, декорации, костюмы, фонограммы, если нужны, записываются на студии звукозаписи. Всё абсолютно по-взрослому.

 

– Какой вы видите себя дальше? Чем бы вы хотели дополнить свою жизнь? 
– Мои желания несколько могут противоречить действительности. Мне, безусловно, хочется, чтобы «Карапуз-Академия» процветала и всегда была лучшей. У нас есть такой слоган: «Пожалуй, лучший детский садик на планете». Я бы сказала, что это не какие-то излишние, наши вычурные амбиции, это та планка, которой мы всегда должны соответствовать и помнить об этом. Вместе с тем хотелось бы больше проводить времени со своими детьми, со своей семьей. Но в моём бизнесе я пока не вижу, как это реализовать.

 

– Трудно взять и доверить кому-то управление?
– Не трудно, но… Это же мои мысли, моя душа, мое видение того, как должно быть. Со мной сейчас, безусловно, очень ответственные люди, которые выполняют свою работу качественно, с полной отдачей, и я очень благодарна им за это!

 

– Ольга, дайте обещание нашим читателям, что в следующем году вы обязательно сделаете…
– Я больше за тишину. Я лучше сделаю
 и скажу.

 

 


 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload