Реальность смотрит на тебя

13.09.2018

 

Андрей Василенко, куратор специальных программ Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого»

 

Ежегодно кинофестиваль «Меридианы Тихого» представляет около двухсот фильмов из более чем тридцати стран. Жанровое разнообразие – одна из отличительных черт фестивальной программы. Зритель всегда может выбрать именно тот фильм, который не оставит его равнодушным. От социальных драм, сюжеты которых раскручиваются вокруг актуальных проблем современности, до экспериментальных фильмов-эссе на самые разные темы. Уже несколько лет подряд даже в конкурсной программе фестиваля представлены не только художественные фильмы в традиционном понимании. И, безусловно, нарративное кино – то есть то, в котором рассказана некая выдуманная история – уже не господствующий вид экранной культуры. Главный жанр в данный момент – документалистика. В мире, где информация стала главной ценностью, циркулируя в многочисленных цифровых сетях, именно документальное свидетельство, оформленное как художественное высказывание, главный медиум – именно документальное кино. Мы собрали для вас самые главные документальные фильмы программы кинофестиваля, которые позволят понять, чем же живёт современный мир.

 

«Бесконечный футбол» (реж. Корнелио Порумбую, 2018)

Четыре года назад румынский вундеркинд Корнелио Порумбую представил камерный документ «Вторая игра» – буквально запись обсуждения исторического матча между главными румынскими командами «Динамо» и «Стяуа» со своим отцом. Беседа о футболе получилась настоящим философским диспутом. В этом году он опять обращается к футболу, который, как известно, не просто игра. Его герой – бывший футболист, теперь работающий чиновником в румынской глубинке и на досуге придумывающий новые футбольные правила, превращая популярный вид спорта в умозрительную модель мироздания. 

 

«Шёлк и Пламя» (реж. Джордан Шили, США, 2018)

Единственный документальный фильм в основном конкурсе кинофестиваля – история о мужчине по имени Яо. Успешный менеджер, он приезжает из Пекина в родную деревню на самый важный для Китая праздник – Новый год. Родители уже совсем состарились, братья и сёстры завели семью. Их всех содержит главный герой, который прекрасно устроился в столице. Однако с каждым годом между Яо и его многочисленными родственниками вырастает стена непонимания, и он чувствует себя совсем чужим в родном доме. 

 

«Мария до Каллас» (реж. Том Вольф, Франция, 2017) 

Отдельная документальная секция фестиваля, в этом году посвящённая фильмам, где главными героями являются женщины, откроется российской премьерой фильма «Мария до Каллас». Трагическая история прославленной оперной певицы Марии Каллас, сводившей с ума весь мир, вдохновлявшей великих режиссёров и художников, рассказанная от первого лица. Никаких комментариев от друзей и близких – только неопубликованные интервью, выдержки из редких писем друзьям и родственникам и, конечно же, отрывки из переписки с первым мужем и Аристотелем Онассисом, известным миллиардером, демоническим героем в этой известной драме – «Жизнь Марии Каллас». 

 

«Исчезновение» (реж. Саломе Ламаш, Португалия, 2018)

Следом за молодым молдаванином Колей, который объявляет себя гражданином непризнанной республики Приднестровье, зритель попадает на территорию исторического парадокса – территорию, где призраки прошлого, памятники, оставшиеся от советской эпохи, существуют как последнее напоминание о великой Утопии. Приднестровье – осколок павшей утопии, который может в любой момент превратиться в очередную горячую точку, место инфернальных сил, готовых сопротивляться естественному ходу времени. 

 

«Грейс Джонс: хлеб и зрелища» (реж. Софи Файнс, Великобритания, Ирландия, 2017)

Без неё невозможно представить самый красивый и развязный период второй половины прошлого столетия. Дискодива, известная модель, которую называли своей музой Ив Сен Лоран и Клод Монтана, её гортанный голос, словно аудиальное воплощение желания. Именно ей суждено было стать воплощением сексуальной революции как эстетического и политического проекта. Грейс Джонс не может оставить никого равнодушным – чернокожая богиня, способная ввести в экстаз любого, кто увидит её на сцене. Но за славой и почитанием скрывается другая сторона жизни – упорный труд, взлёты, падения и бесконечные попытки наладить диалог с миром, полным непонимания. 

 

«Почему мы творим?» (реж. Герман Васке, Германия, 2018)

Выросший из амбициозного телепроекта фильм Германа Васке – архив из интервью, которые режиссёр брал у известных политиков, художников и общественных деятелей на протяжении более чем тридцати лет. Дэвид Боуи и Эмир Кустурица, Вацлав Гавел и Йоко Оно, Дэвид Линч и Моби, среди многих других расскажут о своём видении того, что мы называем творчеством, и почему творить – это неотъемлемая часть человеческой природы. 

 

«Обычное время» (реж. Сюзана Нобре, Португалия, 2018)

Марта – молодая мать-одиночка. Она живёт в маленькой квартире, где ухаживает за своей новорожденной дочерью. День ото дня к ней приходят друзья и знакомые, дабы выразить свою поддержку – каждый хочет помочь. Бесконечные разговоры о семье, браке, детях, планах на будущее – весь этот круговорот рассуждений существует в параллельной для Марты реальности. Ведь для неё ничего сейчас не важно – только её дочь, которую она так любит. 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload