Ольга Сомкина: Кино для всех, кино для каждого!

08.11.2018

Журналист, телеведущая «ОТВ-Прим», член экспертного совета по культуре в Приморском крае

 

 

«Ты помнишь, как всё начиналось. Всё было впервые и вновь…»
Международный кинофестиваль стран АТР «Pacific Meridian» украшает наш город вот уже шестнадцать лет, за это время успело вырасти новое поколение кинозрителей. Сегодня у нас в гостях Ольга Сомкина – журналист-первопроходец, она освещает фестивальные хроники с самых первых дней, и без ее эфиров и репортажей мы уже не представляем себе ни один кинофестиваль. Можно отключить ваши мобильные телефоны, занять места в зрительном зале и вспомнить, как это было…

 

Интервью: Юлия Аделова, Фото: Вероника Стахеева, www.pacificmeridianfest.ru

 

– Ольга, про наш кинофестиваль ходят легенды, в кулуарах уже не раз обсуждались разные версии – чья была идея и благодаря кому фестиваль появился. Ты – один из первых журналистов, кто освещал кинофестиваль. С чего началась эта история лично для тебя?
– Это был 2002 год, я брала интервью у Ефима Семеновича Звеняцкого, и мы, естественно, говорили о театре… И вдруг он сказал: «Мы собираемся здесь, во Владивостоке делать кинофестиваль!» Как я слышала, идея родилась в мужском разговоре. Трое красивых умных мужчин – Ефим Семенович Звеняцкий, Сергей Михайлович Дарькин и Сергей Юрьевич Степанченко– собрались вместе, обсудили и приняли решение – кинофестивалю быть!

 

– Так родились «Меридианы Тихого»…
– Да. Сразу решили, что это будет местная история. То есть фестиваль будут делать люди, живущие здесь,  знающие особенности региона и местную публику, которая  любит и хочет смотреть хорошее кино. 

 

– Уже было понимание, как это будет выглядеть? 
– Чёткого понимания ещё не было. Помню самую первую пресс-конференцию в 2003году, в киноцентре «Океан». Когда мы начали говорить про программу кинофестиваля, сразу возник вопрос – программа, это, вообще, про что? И только потом мы начали понимать, что кино бывает разное – есть кино, которое попадает в конкурс, есть кино вне конкурса, и для того, чтобы объединить и распределить фильмы по формату и темам, нам и нужна программа. Тогда же мы узнали, что помимо кино, бывает ещё другая, культурная программа. Чем ближе был сентябрь, тем отчетливей мы понимали, что мероприятие будет очень серьёзного уровня.

 

– Первые кинотуры тогда же запустили?
– Да. Я помню первые кинопередвижки, это были сине-жёлтые автобусы, на которых было написано «Кинотур». И я очень хорошо помню, как приезжали артисты, как губернатор их встречал в Администрации края, благословлял, а потом они отправлялись в тур по Приморскому краю. «Кинотуры» – это уникальный проект нашего кинофестиваля, не имеющий аналогов во всей стране. И именно благодаря кинопередвижкам фестиваль становится действительно народным и доступным для всех. 

 

– Это перекликается с девизом кинофестиваля «Кино для всех, кино для каждого!»
– Да! Хотя первые годы слоган фестиваля звучал как «Кино не для всех. Кино для каждого». Мне кажется, что это по-настоящему определяет кино, которое показывают на кинофестивале. Понимание того, что это особое кино фестивального формата, среди которого много авторского, независимого, может быть, артхаусного…То есть это кино, которое требует от зрителя определённой подготовки, способности думать и открывать своё сердце и душу.

 

– Кто занимался отбором фильмов?
– НаташаТимофеева, Юрий Гончаров, Юрий Стройков – это те люди, которые делали кинофестиваль с самого начала. Через несколько лет появился Андрей Василенко, он был ещё юным студентом, но сразу стало понятно, что это человек очень глубокий, с оригинальным подходом и особым пониманием кино. Юрий Стройков потом ушёл, а основной костяк – Наташа, Юрий и Андрей – так и остался.


– Первые гости фестиваля были из России и стран АТР?
– Да. Основная идея и задача была в том, что в конкурсную программу попадает только кино стран АТР, то есть фильмы Кореи, Китая, Японии, Новой Зеландии и других стран, которые расположены вокруг Тихого океана. Это было определяющим.

 

– В этом и есть уникальность нашего фестиваля. В России ежегодно проходит множество фестивалей, но международный статус, а главное, ориентацию на кинорынок Азиатско-Тихоокеанского региона имеет только один, и это «Меридианы Тихого». Это наша гордость!
– А ещё меня приводит в восторг, как организаторы фестиваля предвосхитили политические события последующих лет. Ведь и саммит АТЭС, и ВЭФ, и прочие масштабные мероприятия появились уже позднее. Так получилось, что именно кинофестиваль определил стратегию развития региона. И в очередной раз подтвердил, что искусство идёт впереди политики, экономики, впереди всего!
    
– Pacific Meridian, конечно, очень возвысил наш регион. Спустя несколько лет к нам стали прилетать звёзды мирового уровня.
– О да, я помню звёздных гостей первых кинофестивалей – Никиту Михалкова, Станислава Говорухина, Олега Табакова, Владимира Меньшова, Ольга Дроздова, Светлану Светличную, Римму Маркову… Люди-легенды, каждый из них вошёл в историю отечественного кинематографа. И вдруг! На одной из пресс-конференций объявляют, что к нам приезжает сама Катрин Денёв! Мы не могли поверить. И когда она появилась на «Меридианах Тихого», тем самым задав высочайшую планку всему фестивалю, нас переполняло такое чувство гордости, такой восторг. Было впечатление, что у зрителей крылья выросли!

 

– Я помню этот год. Тогда, предваряя приезд актрисы, в кинотеатре «Океан» были ретроспективные показы фильмов с её участием: «Восток – Запад», «Шербургские зонтики», «Дневная красавица». 
– Точно! А потом были Жерар Депардье, Пьер Ришар, Изабель Юппер, Фанни Ардан, Жаклин Биссет, Венсан Кассель, Майкл Мэдсен, Дэрил Ханна, Лайза Минелли! Благодаря кинофестивалю мы смогли познакомиться со звёздами мирового уровня и увидеть их не на киноэкранах, а в реальной жизни.

 

– Если сказать метафорично, то благодаря кинофестивалю мы смогли дотянуться до звёзд.
– Не только дотянуться, а ещё и пообщаться. Все гости отмечают, что наш кинофестиваль очень тёплый и уютный. И очень демократичный. Здесь легко и непринужденно на одной звёздной дорожке встречаются Эрик Робертс и молодой режиссёр из Макао.
И ещё очень важно, что наш фестиваль заточен под то, чтобы дать возможность молодым и талантливым режиссёрам проявить себя и представить здесь своё кино. Есть примеры, когда режиссёр дебютировал на нашем фестивале, представлял здесь фильм, а потом о нём узнавали в Венеции и в Каннах, и его имя становилось известно широкому миру кино. 


 – А первые наряды на звёздной дорожке помнишь?
– Хорошо помню первую звёздную дорожку. Помню, как мы стояли с одной известной во Владивостоке дамой и возмущались, что певица Лена Перова пришла на звездную дорожку в сланцах (смеётся). 
Дамы тогда, конечно, пытались наряжаться, но ещё не было какого-то чёткого понимания, как это должно быть. И конечно, очень серьезный тон и высокую планку в этом задала Лариса Дмитриевна Белоброва. Она говорила, что спустя год-два мы начнём понимать, что нужны платья, причёски и украшения, соответствующие ситуации. Мне очень запомнился один из её образов – серо-пудровое платье, высокая причёска, настоящая голливудская дива!

 

– И с тех пор, в сентябре у наших дам возникает дилемма – где найти подходящее платье. 
– Это тоже часть фестивальной жизни, без которой невозможно представить ни звёздную дорожку, ни вообще пребывание на кинофестивале. Известно, что фестивали класса «А» и звёздные наряды становятся предметом долгих обсуждений экспертами моды и стиля, у нас это более демократично, но, тем не менее, и у нас это есть. Обязательная страница.

 

– Ты в те годы уже работала на телевидении?
– Я работала на радио VBC, и уже тогда делала первые прямые репортажи и с церемонии открытия, и с церемонии закрытия, я выходила из зала и в прямом эфире делилась со зрителями информацией, так сказать, из первых уст. Потом я перешла на «ОТВ-Прим» и второй фестиваль освещала уже на телевидении.

 

– Расскажи какие-то курьёзные случаи из закулисья.
– Конечно же, первый кинофестиваль. На церемонии открытия должны были показывать фильм Станислава Говорухина «Благословите женщину». И в последний момент обнаружилось, что забыли привезти киноплёнку. Представляешь, ведущие церемонии, Ольга Хохлова и Сергей Степанченко, проговаривают текст и объявляют: «Итак, встречаем фильм открытия «Благословите женщину!» И тут забегают люди и говорят: «Нет фильма!» Что делать? Решили, что вместо него будет фильм «Бумер». Снова прибегают люди и говорят: «И «Бумера» нет!» В итоге открывали первый кинофестиваль фильмом Вадима Абдрашитова «Магнитные бури». Это был первый курьёз. Ещё был очень забавный случай, когда приехал голливудский актёр Майкл Мэдсен. Это было на церемонии в кампусе ДВФУ. Он сказал, что очень уважает Ефима Семеновича Звеняцкого и что таких людей, как Ефим, у них в Америке называют Донами. И предложил каждому, кто будет выходить на эту сцену, кланяться и целовать Дону руку. Следующим на сцену выходил губернатор края Владимир Миклушевский, поэтому призыв Мэдсена был воспринят публикой с юмором.


– Какие встречи особенно запомнились?
– Запомнился кинематографист Андрей Смирнов, он привёз свой фильм «Жила-была одна баба», и интервью с ним – это было что-то потрясающее! Катрин Денёв. То, как она встречалась с людьми, как одевалась, как держалась, все эти детали настолько врезались в память… Дэрил Ханна очень впечатлила своей какой-то открытостью и душевностью, ей можно было задавать любые вопросы, она всё принимала с позитивом.

 

– Твой топ самых ярких событий кинофестиваля?
– Кинопоезд – шесть интернациональных киногрупп с молодыми кинематографистами из России и стран Евросоюза проехали по Транссибу от Москвы до Владивостока, попутно снимая документальные фильмы на общую тему «Где проходит граница Европы?» Яркой вспышкой сохранилась в памяти выставка Артемия Троицкого в галерее «Арка», такая особенная атмосфера праздника. Морские прогулки на паруснике «Паллада» – это одна из первых историй фестиваля, и я хочу сказать, что нигде, ни на одном фестивале мира такого нет. Чтобы кино обсуждали в отрытом море под парусами.
А ещё запомнились футбольные матчи. Одно время они были обязательной частью кинофестиваля. Команда артистов и команда губернатора собирались воскресным утром и гоняли мяч. А Ефим Семнович Звеняцкий и Сергей Юрьевич Степанченко, который девять лет бессменно был президентом кинофестиваля, активно болели. По-моему, много лет подряд команда губернатора побеждала.

 

– Думаю, что артисты поддавались (смеёмся).
– Было очень весело и задорно. С самого первого кинофестиваля мы погрузились в какой-то другой, необыкновенный мир. Мы поняли, что в городе что-то произошло. 

 

– Определённо. Историю Владивостока можно разделить на «до и после» фестиваля.  
– Pacific Meridian изменил не только отношение к кино, а вообще понимание мира искусства и понимания себя в этом мире.
Я помню, как мой ребенок маленьким ходил на мультики и на программу «Семейный экран». А сейчас моему сыну 19 лет, и, когда он говорит: «Мама, я посмотрел фильм Алеха́ндро Ходоро́вски!»,– меня переполняет чувство гордости и благодарности. Потому что я понимаю, что это кинофестиваль дал возможность моему сыну увидеть такое кино. И я, конечно же, снимаю шляпу перед теми, кто придумал эту историю. 

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload