О чём говорит одежда

08.11.2018

Юлия Климко
директор фонда «ЭНСО» историк искусства, арт-критик
@yulia_klimko

 

Не так давно в мире искусства и археологии случилась самая настоящая сенсация. Впервые на всеобщее обозрение был выставлен Шигирский идол, который хранится в Екатеринбурге, в Свердловском краеведческом музее. Шигирский идол – самая древняя скульптура, сделанная из дерева около 11 тысяч лет назад. Он гораздо старше египетских пирамид. Учёные до сих пор пытаются разгадать значение всех символов, изображённых на идоле, чтобы понять мировоззрение наших далёких предков.

 

С тех пор, как человек создал первую известную нам скульптуру, жизнь гомо сапиенса сильно изменилась. Буквально на наших глазах люди из индустриальной эпохи шагнули в эпоху информации. Радикальные перемены в обществе, опирающиеся на цифровые технологии, тем не менее не дали ответов на извечные вопросы: «Что происходит с этикой, моральными ценностями, нравственными категориями? В чём смысл жизни?» Возможно, всё дело в том, что эти вопросы не относятся ни к категории сложных, ни к категории простых. Поиск ответов на них становится сутью самой жизни, что прекрасно видно на примере людей искусства. И творчество приморского скульптора по дереву Олега Батухтина, новые работы которого недавно были представлены в галерее «Арка», – не исключение. 

В 2013 году Олег Батухтин, исследуя время, связывая эпохи, обращаясь к наследию прошлого и конструируя образ будущего, создал серию работ «Стихия». Слово «стихия» есть в лексиконе практически каждого человека, но, как часто это бывает, смысл в него можно вкладывать разный. Для кого-то стихия, в первую очередь, – это явление природы, катаклизм, страшное бедствие. Другие подразумевают привычную среду обитания. Но есть и те, для кого это понятие – философский критерий, основа мироздания.

Известно, что теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать древнегреческий философ Эмпедокл. Основу его учения составляла концепция о четырёх стихиях, которые образовывали «корни» вещей. Этими «корнями» являлись огонь, воздух, вода и земля. Они заполняли всё пространство и находились в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь, разъединяясь и оставаясь неизменными и вечными. Философ отвергал мысль о рождении и смерти вещей, поскольку полагал, что всё образуется как раз посредством смешения и соединения стихий в определённых пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня. 
Идеи Эмпедокла оказали большое влияние на многих великих философов и учёных древности. Но до сих пор наука не может ответить на вопросы о возникновении жизни, космоса, мирового порядка, которые волновали и волнуют мыслящих людей на протяжении тысячелетий. Человек не может жить в неупорядоченном мире, сковывающем отсутствием ориентиров, непредсказуемостью, иллюзорностью. Коснувшись чего-то бесконечного, он стремится найти некую структуру, порядок, устойчивость, закон. Отсюда и попытки прорывов в иное, к сверх- и метареальному, тому, что задаёт и упорядочивает эту реальность. 

 

В искусстве человек открывает для себя бОльшую реальность, чем сама реальность, то, что, собственно, делает реальность реальностью. Художник предлагает некий упорядывающий центр через свои творения.


Создавая серию скульптур «Стихия», Олег Батухтин пытался показать всеобщую взаимосвязь, существующую в природе, с которой неразрывно связано все «естественное» и «сверхъестественное». Он представил в трёхмерном объёме воду, землю и другие стихии, которые столетиями были наполнены сакральными смыслами, давая человеку не только ориентиры в жизни, но и силы к преобразованию реальности, возможность ставить цели и стремиться к их достижению.
В то же время серия работ «Стихия» привлекает внимание скрытой в ней идеей о зависимости «техничной» рациональности от «космической» – философских понятиях, о которых написано множество трудов. По сути, «техническая» рациональность означает: разумно и рационально то, что позволяет достичь цели, причём оптимальными средствами. Традиция «техничной» рациональности много дала человечеству. Она является определяющей для развития науки, просвещения, научно-технического прогресса, деловой активности. На этом основан взлёт западной цивилизации. Но ХХ век открыл на этом пути не только благоденствие и процветание. Экологические проблемы, ядерное оружие, технические катастрофы, опасные технологии, политическое насилие – отнюдь не побочные издержки, а прямые следствия «техничной» идеи рациональности. Именно поэтому всё более явной становится зависимость «техничной» рациональности от более фундаментальной «космической». «Космическая» рациональность (от античной идеи «космоса») связана с категориями гармонии и меры, когда индивидуально неповторимая личность несёт ответственность исключительно за свой путь. Олег Батухтин в унисон этим рассуждениям предлагает своему зрителю задуматься о том, что пока человечество идёт по пути разрушения природы и людских душ. Но есть другой путь – путь свободы и ответственности, путь созидания и равновесия. Важно осознать пределы традиционного «технологического» разума и рациональности ради сохранения гармоничной целостности нашего мира.

Смысл произведений Олега Батухтина, как правило, спрятан глубоко в подтексте, и порой нужно уметь обращаться к глубинам подсознания, чтобы понять идею автора. Да, порой «мозговой штурм»– последнее, что хотелось бы устраивать, будучи зрителем. Тогда достаточно помнить, что автор, создавая символы и образы, всегда стремится подчеркнуть структуру и красоту дерева – природного материала, концентрирующего в себе силу и разум. Отойдя от детализации и буквального реализма, Олег создал абстрактные скульптуры неслучайно – их некоторая схематичность позволяет проводить собственные параллели и даёт право на субъективные ассоциации, делая зрителя соавтором и побуждая его задумываться о стихиях, образующих безграничные комбинации форм жизни и лежащих в основе всего сущего.

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload