Петр Старостин. Осколки звезд…

09.11.2018

 

Кинорежиссёр, видеограф, основатель студии «Грустный дятел»

Instagram/@peterstarostin_com @sadwoodpecker.movie

 

Посмотри, сегодня звёзды ярче, чем вчера,

Оставь дела, пойдём скорей на свежий воздух.

Посмотри, всё несерьёзно, всё это игра,

Никто не прав, и все попытки, если честно, бесполезны.

Посмотри, мой друг, я спёкся, мой окончен бой,

Но не грусти, ведь всё случается так просто.

Без меня всё будет так же, так же как со мной,

Осколки звёзд сорвутся с неба и исчезнут …бесполезно.

(Валентин Стрыкало)

 

Интервью Юлия Аделова
Фото из личного архива семьи Старостиных

 

Новый фильм Петра Старостина «Осколки звезд сорвутся с неба и исчезнут»  вызвал бурю эмоций у зрителей Владивостока. Одни говорят, что это фильм о нелюбви и о том, «как жить не надо», другие, наоборот, считают, что он о любви и прощении. Картина стала серьёзным авторским высказыванием в мире кино. Совсем недавно фильм был представлен на международном кинофестивале «Артдокфест» в Риге. Сегодня Пётр расскажет о том, как приняли фильм в Латвии, о своих творческих планах и об особенностях горизонтального кино.

 

 – Пётр, фильм хоть и документальный, но имеет настолько логическую цепочку в повествовании и развязке, словно снят по сценарию. Был ли какой-то план?
− Не было. В документальном кино ты снимаешь отражение реальности и не знаешь, чем всё закончится. Ты просто живешь с героями. Я снимал в хронологическом порядке и не знал, какой будет финал. Почему всё так логически сошлось? Возможно, это случай соавторства с создателем.

 

– Очевидно, что для вас это личная история. А у зрителей реакция разная. Как думаете, почему?
− Для меня это возможность рассказать о личном, заново пережить какие-то моменты из детства и освободиться. А для зрителей это своего рода психотерапия. Каждый смотрит фильм, подмечает определённые детали сквозь призму своей личности и находит своё. В этом фишка горизонтального кино.

 

– Что нет хороших и плохих?
− Да. Если в вертикальном кино есть такие понятия, как добро/зло, белое/черное, рай/ад, хорошие/плохие… То горизонтальное кино не имеет границ, в нём нет ничего абсолютного, плохого или хорошего, автор лишь отражает реальность и не делает никаких оценочных выводов, доверив это зрителю. 

 

– Вы уже участвовали в «Артдокфесте» в прошлом году. Расскажите подробнее про кинофестиваль и критерии отбора фильмов в конкурсную программу.
− «Артдокфест» – один из самых престижных кинофестивалей авторского документального кино на русском языке в мире. Здесь представлено кино неигровое, документальное, экспериментальное… реальное. И для меня было важно попасть на этот фестиваль. В прошлом году моя короткометражка «Выпускной» была вне конкурса в рубрике «Среда», в этом году на кинофестивале в Риге с 19 по 24 октября я был представлен уже в конкурсной программе с полным метром с моим новым фильмом. 
Про критерии отбора. Со слов отборочной комиссии, фильмы должны цеплять своей историей, быть в чём-то новаторскими и нести какой-то важный посыл. Требования по участникам простые: это должен быть полный метр, снятый в 2018 году, с переводом на английский язык, и желательно, чтобы у фильма не было международной прем-ьеры до «Артдокфеста».

 

 – Фильм «Осколки звёзд...» был хорошо принят во Владивостоке. Как приняли фильм в Латвии? 
− Фильм был номинирован на Гран-при и на национальную премию в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь». Не помню ни одного отрицательного отзыва, только положительные. На показе был полный зал, и даже после фильма ко мне подходили люди, в том числе режиссёры, которые тоже участвовали в конкурсе, и благодарили за фильм. После показа меня приняли даже самые маститые режиссёры. Виталий Манский – президент фестиваля – сказал, что все фильмы конкурсной программы стоят в одном кругу, а мой фильм как бы за гранью, за этим кругом. Что это значит, узнаем в декабре (смеётся).

 

–В общем, Рига встретила дружелюбно?
− Да. После показа конкурсной программы были творческие дискуссии, которые писал канал «Настоящее время», их можно будет увидеть на ютубе. Также в этом году меня пригласили на латвийское радио, мы говорили в эфире про документальное кино. Эфир можно найти у меня в инстаграм на IGTV. Мы успели посетить Рижскую биеннале современного искусства и посмотреть почти все фильмы конкурсной программы. Фильмы разные, некоторые вызывают споры, но, тем не менее, должно быть и такое кино.

 

– Какие фильмы вы лично отметили на «Артдокфесте»?
− Крутейший фильм « Наш новый президент» − жёсткая сатира и особый взгляд на фейковые новости и пропаганду в СМИ. Режиссёр Максим Поздоровкин из США. Мы с ним подружились, думаю, что ещё сделаем что-то совместно.

 

– Состоится ли официальная премьера конкурсных фильмов в России? 
− В связи с новым законодательством, у фестиваля были трудности с показом в Москве. Впервые за всю историю «Артдокфеста» конкурсная программа переехала в Ригу и показывалась в рамках рижского фестиваля международного кино. И не факт, что на закрытии кинофестиваля в декабре конкурсная программа будет показана в полном объёме. Есть жёсткие ограничения по получению прокатного удостоверения, и не всем они по карману. Но мы не унываем. Нас уже пригласили на Мюнхенский фестиваль и на канал «Настоящее время».


– На коммерческую съёмку время остаётся?
− Конечно, это ведь основной заработок. Наша видеостудия «Грустный дятел» всё время занята в проектах. Мы, как и раньше, снимаем имиджевые истории, свадебный сезон, музыкальные клипы и др. А в последнее время к нам обращаются компании, которые хотят уже не просто имиджевое видео о своих компаниях, а настоящее документальное кино, где образ компании будет представлен через историю сотрудников.


– Не могу не спросить о творческих планах. Уже есть идеи нового фильма? 
− Да, есть много новых идей. Причём как для короткого метра игрового, так и для полного метра, и для документального кино. Сейчас я в поиске инвесторов и продюсера. 

 

– Что должен знать начинающий документалист?
− Есть три составляющие для создания хорошего документального кино.
Первая − время. Ты должен прожить определённый отрезок времени со своими героями. Это станет частью твоей жизни.

Вторая – доступ: независимо от того, кто герой, к нему нужен доступ.

Третья − страсть. Когда есть страсть, съёмка идёт по наитию, в процесс включается его величество случай, и все части пазла складываются в единый узор.
 

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload