Хаястан…..

09.11.2018

Стас Еремин
организатор и ведущий частных и городских мероприятий

@stanislaveremin

В первые недели октября мне посчастливилось побывать в прекрасной стране Армении, или, как называют и воспевают в песнях её сами армяне, Хаястане. Страна со своей тяжёлой и сложной историей, где до сих пор очень трагично реагируют на оккупацию Арарата Турцией, геноцид, раздел территорий с Азербайджаном, карабахский конфликт, да и ещё на много чего, случившегося за 2800-летнюю историю. Сложно поверить, но вот буквально недавно официально праздновалась эта дата.

Сама идея поехать была спонтанной и крайне случайной. В разговоре с товарищем выяснилось, что моя поездка в Москву совпала с его поездкой в гости к друзьям в Армению. После нескольких бокалов, в районе пяти часов утра я уже брал билеты. Как впоследствии оказалось, поездка к друзьям – это поездка к родственникам друзей, которые хотят проявить кавказское гостеприимство.

Итак, похмелье после встреч с друзьями в Москве, Шереметьево, бизнес-зал по карточке товарища, снятие похмелья пивом, споры о превращении UFC в федерацию борьбы после победы Хабиба, рейс, забитый самолет, сосед, летящий из Калифорнии вот уже часов 14 под какими-то таблетками, чтобы перенести эти перелеты. Он очень учтиво интересовался, в первый ли раз мы летим в Армению, есть ли кому показать и помочь. Кстати, в Лос-Анджелесе одна из самых больших диаспор армян в мире!

Прямо в аэропорту я встретил знакомых из Владивостока, что, конечно, поразило, они тут же предложили обменяться телефонами и звонить при необходимости. Вообще, армянское гостеприимство это не миф, люди действительно хотят, чтобы ты влюбился в эти места и вернулся на родину только с хорошими впечатлениями.

«А где-то горы, горы, а за ними Армения моя, знаю, мама, Армения, ты ждёшь меня…» Слова песни, которую знает, пожалуй, каждый армянин и, наверняка, испытывает тёплые чувства, когда её слышит. Ведь всего треть армян проживает на родине, остальные раскиданы по миру.

Нас встречают в аэропорту, помогают донести чемоданы, по пути знакомые Адама, а так зовут нашего гида-друга-очень порядочного парня, желают нам хорошего путешествия. Сразу чувствуется контраст с нашим менталитетом. На парковке мерседесы и нивы, все тонированные в хлам, сразу вспоминаются лихие времена до запрета тонировки и возмущение народа, что беспокоятся об их безопасности. Загрузились в «Мерседес» 1999 года в прекрасном состоянии, нужно отдать должное, начали сдавать задом и тут же врезались в слева стоящий столб. «Неплохое начало», – подумал я)))

До Еревана ехали уже в сумерках и всего полчаса, по пути было сложно сделать какие-либо выводы, но мне почему-то архитектура вдоль дороги, кафе, аппараты для упаковки чемоданов, климат – всё это напомнило Вьетнам с его атмосферой и желанием жителей заработать. В самом Ереване много геликов, опять же стареньких мерседесов, нив, здесь они очень ценятся, некоторые умельцы ставят в нивы салоны от свежих мерседесов 11-12 годов, получается очень даже прилично. Вообще считается, что старые элитные автомобили уходят на пенсию в Армению и соседние с Россией республики, где доживают свои года с воспоминаниями о лихом прошлом. Нас завозят в старый дворик с вывешенным бельем из окон: пододеяльники, «трусыке», «маячки»,– рядом с подъездом спускается лоза с гроздьями винограда. Квартира с ремонтом советских времен, но из окна вид на самый центр Еревана, с его кафешками в европейском стиле, видом на «Каскад». Судя по рассказам местных, это сооружение, построенное на деньги некоего мецената, внутри находится музей современного искусства, в который я так и не успел попасть, и только ради этого стоит вернуться вновь.

Душ после самолета, и мы пошли изведывать окрестности, нашли местный Арбат с какими-то монументальными строениями, по ощущениям в несколько этажей, но с потолками для гулливеров, таких же масштабов оперу. Поразило количество иностранцев на улицах, как узнали позже, в эти дни в Ереване проходила «Франкофония», это мероприятие, направленное на дружбу народов или что-то вроде того. На улицах время от времени слышалась французская и английская речь. Вообще, если говорить о современных молодых армянах, они скорее станут с вами разговаривать на английском языке, особенно, если вы им не понравитесь со своим «тагилом».

Нашли кафе с грузинскими хинкали, взяли местного вина, на нём я проводил практически всё время в Армении, после чего у товарищей, в чью компанию я влился и не знал, по большому счету, две трети компании, начались задушевные тосты за дружбу, жизнь гуманную и кашу манную… Стал понимать современных армян)

На следующий день мы с утра отправились в деревню, в полутора часах пути на авто от Еревана, по пути побывали на заправке автогазом. Российским газом там заправляется, пожалуй, 80 % авто. И если часть обеспеченных, воспитанных молодых армян смотрит больше в Европу, чем в Россию, то зависимость при этом от российского газа и от России колоссальна, и это сразу ощущается, стоит выехать из Еревана. Например, в деревню, куда мы приехали с дружественным визитом, не во все дома провели газ, а те, у кого он есть, считаются счастливчиками.

Зарезали барашка, и пока он готовился, нас позвали в гости в другой дом на десять минут, где нас тоже ждали, ведь родственники хозяев дома знакомы с ребятами… именно так… Нас встретили большим накрытым столом с местными овощами, фруктами, блюдами, конечно, шашлыком и вкуснейшей домашней водкой, сделанной на персиках, на реальных персиках, а не как у нас с концентратом.

Короче, мы задержались в гостях не на десять минут, как планировали, а на все два часа. Хозяин дома, к которому изначально приехали, даже стал переживать! В гостях очень внимательно слушали моих товарищей, хотя они и повторялись, были откровенно пьяны, может, даже занудны в своей сентиментальности, но гостеприимство обязывало хозяев дома учтиво и с заинтересованностью в глазах вести диалог с практически незнакомыми людьми, предлагая всё время что-нибудь попробовать! Вернувшись, история продолжилась, и в пик эмоций парни начали навязчиво приглашать за стол супругу хозяина дома, которая накрывала на стол и постоянно подставляла новые блюда, при этом ни разу не присев с нами… Хозяин дома попытался объяснить, что так не принято, но наша русская душа требовала благородства, даже звучали заявления об уважении женщины. Хозяин как человек безусловно благородный и понимающий пропустил эти слова и позволили супруге присоединиться…

На следующее утро, после вновь накрытого стола, нас отпустили домой в районе двенадцати часов дня. По пути встретили странную ситуацию: женщина шла по середине дороги и пыталась броситься под колеса автомобиля, мужчина из рядом припаркованного авто одёргивал её и пытался засунуть в машину с криками. Делал он это достаточно грубо, мы остановились, как и авто позади нас. Адам вышел, мы не совсем поняли, что делать нам, и остались сидеть… Ну ругается супружеская пара, что??? Бывает... Вернувшись в авто, Адам объяснил, что это водитель, который везёт пьяную девушку из некоей соседней республики. На вопрос: «Зачем он решил вмешаться?»– Адам ответил, что мужчина грубо вёл себя с женщиной и, если бы это была армянка, его нужно было бы проучить за такое отношение. Мне тут же вспомнилась предыдущая история в гостях и слова парней об уважении к женщине…

Как по мне, такое трепетное отношение к женщине лучше и честнее места за столом с мужчинами.

Вечер мы провели, гуляя по улочкам и площадям Еревана, мимо вкусных ресторанчиков, здесь их не счесть, прошлись по ярмарке с различными раритетными штуками, кинжалами, монетами, некоторые из которых были настоящими, а некоторые – не очень… Фонтаны, размеренно гуляющие люди, гармония и очень красивые девушки… Приезжая в эту страну, я даже подумать не мог, что армянские девушки настолько красивы!

В 6 утра мы уже выезжали в горы Карабаха… По пути останавливались в красивых местах, которых не счесть в Армении. Порой заезжали в туман и только потом понимали, что это не туман, а облака на высоте около 2 500 метров. Просто космические перевалы, на которых захватывает дух и гоняют настоящие джигиты… Бензовоз, обгоняющий Камаз на спуске с перевала, обычное совершенно дело, причём скорости, на которых это делается, поражают. На одном из спусков нас остановили на КПП и немного допросили, это означало, что мы приехали в Карабах и дальше военная зона, где до сих пор стреляют… После переписи и выдачи пропусков, которые необходимо сдать на выезде не позже указанной даты, мы ехали внутри отвесных скалистых гор высотой около сорока метров, с пробитыми тоннелями в них, заглядываясь на невероятную и богатую природу, временами напоминающую наше Приморье до разграбления её местными «добытчиками». По дороге нас сопровождала прозрачная речка с ярко выраженным оттенком чистоты.

По пути заехали на гейзерный источник, который сделан в виде двух ванн, с водой погорячее и водой, в которой не обваришься, на эти источники люди приезжают семьями на шашлыки. Уже ближе к вечеру приехали в город Степанакерт и начали искать гостиницу, стоимость номеров была схожа с нашей, и практически всё было занято, в гостинице International оставшиеся номера полулюкс были с ободранными диванами, видавшими виды… Как оказалось, мы попали на ежегодную ярмарку, и всё приличное и недорогое было разобрано. Чтобы вы понимали, Степанакерт, город в горах Карабаха, выглядит как современный небольшой город, с населением около 60 тысяч человек. В итоге найти гостиницу нам помог местный полисмен, перекрывший дорогу перед ярмаркой, он позвонил друзьям, они позвонили другим друзьям, те приехали за нами и помогли расселиться в хороших условиях и за вменяемые деньги. Пока мы ожидали, к нему подходили люди, что-то спрашивали, спорили о проезде, какая-то бабушка во время разговора, устав, положила сумку с продуктами ему в авто на водительское сиденье, а, пообщавшись, забрала и пошла дальше))))

Утром на ярмарке, прямо на главной площади города, жарили шашлыки, продавали вино, домашний сыр, горный мёд, танцевали, пели песни, ну и, конечно, тут светились местные политики с очень серьёзной охраной: рации, наушники – все дела. Я съел лепёшку, приготовленную с 28 травами, купил в подарок местную водку крепостью 60 градусов, по приезде попробовал её и в итоге очнулся в клубе, ВЕЩЬ!

Побывали на месте разбомбленного Азербайджаном города, сейчас в его районе растут гранаты, дорога на границу заброшена, так как отношений нет и до сих пор напряженная обстановка… Например, рядом с руинами города простаивает аэропорт, так как, если с него взлетает самолет, Азербайджан выпускает по нему ракеты. Конфликт до сих пор есть… Адам показал военную часть, в которой служил два года назад, во время очередного противостояния на его руках умер друг. На обратном пути мы заехали в Татев, это монастырь, к которому ведёт одна из самых больших канатных дорог в мире с шикарными видами, но был туман, и канатка не работала, второй повод вернуться!

Вообще, как я уже говорил, в Армении несчётное количество объектов культурного наследия, до сих пор ведутся раскопки и находятся невероятные вещи с тысячелетней историей! Двигаясь в направлении Еревана, где меня уже ждал самолёт в Москву, мы ехали по безлюдным высотным перевалам с время от времени попадающимися из неоткуда городами с пятиэтажными домами советских лет, церквями и культурными памятниками на вершинах гор. Очень сложно описать эмоции и впечатления в рамках одной статьи, но могу сказать точно, я вернусь сюда. И если вы планируете поездку в Армению, то заложите не менее четырёх дней на Ереван, а на путешествия по культурным памятникам ещё дня 3-4, чтобы не торопясь всё посмотреть, вне зависимости от погоды, не подгоняя себя.

Армения прекрасна!

Спасибо за путешествие дружным ребятам во главе с Димой и за тёплый приём в Армении Карену, Адаму, Тиграну и всем их родственникам из Кафе «999».