Искусство обладания


Юлия Климко Директор фонда «ЭНСО», историк искусства, арт-критик @yuliya_klimko

В 2018 году Бейонсе и Jay-Z сняли клип в Лувре – безупречное видео о паре, достигшей вершины славы и считающей себя «ничем не хуже» героев картин и скульптур величайшего музея. Кульминацией повествования стали последние кадры на фоне картины «Мона Лиза». Почти весь клип простоявшие к Джоконде спиной супруги Картер разворачиваются к работе Леонардо да Винчи лицом. Они отдают дань уважения шедеврам прошлого, которыми владели те, в чьих руках была сосредоточена власть и богатство. Произведения искусства неизменно будоражат сознание человечества и вызывают неутолимую жажду обладания. Поговорим о возможности коллекционировать прекрасное во Владивостоке и подводных камнях, о которые можно споткнуться…

Несколько лет назад, когда только обсуждался законопроект о создании свободного порта во Владивостоке, была идея об основании на его территории freeport – «хранилища роскоши», пользующего спросом, как правило, среди коллекционеров антиквариата и произведений искусства. Обычно зоны freeport представляют собой специально построенное здание с различным микроклиматом в помещениях для таких предметов хранения, как картины, скульптуры, драгоценности, ретроавтомобили и даже самолёты. В сингапурском freeport есть, к примеру, специальные территории, где коллекционеры знакомятся с музейными ценностями и заключают сделки по приобретению или продаже. Хотя до сегодняшнего дня freeport во Владивостоке остаётся нереализованным проектом, художественная среда в нашем городе достаточно активная и крайне интересная, что увеличивает шансы возникновения как частных, так и корпоративных коллекций.

Несмотря на то, что собирание предметов искусства – увлечение очень древнее, начинающий коллекционер не застрахован от ошибок. Во-первых, должно быть понимание, что такое коллекция и какой он хочет её видеть, а также осознание того, что это не просто покупка и хранение произведений искусства. Во-вторых, губительная стратегия для коллекционера– коллекционирование по принципу коммерческой ценности. Стратегия появляется не сразу, а формируется во время поисков, поэтому не нужно сразу задавать коллекции жёсткие рамки. Надо давать себе право на ошибку. Бывает, понравилась работа художника, но самостоятельно оценить её значимость и стоимость не получается из-за отсутствия опыта. В таких тонкостях хорошо разбираются общепризнанные эксперты – музейные сотрудники, галеристы, институции, аукционные дома и независимые эксперты. Однако, ориентируясь на советы профессионала, необходимо иметь собственное знание. Важно с самого начала выработать систему собственной ответственности за коллекцию, чтобы не перекладывать решение на кого-то другого.

И отдавайте отчет, что, покупая молодых авторов, можно долго ждать возврата инвестиций. Иногда требуются десятки лет, чтобы «раскрутить» художника и цены на его работы. Как правило, быстро перепродать можно только дорогую и очень дорогую работу какого-нибудь востребованного автора. Многие люди создают коллекции именно потому, что в искусстве нет простых линейных правил и можно с помощью коллекции придать своей жизни новое измерение. Совершенно очевидно, что искусство – из тех немногих товаров, которые имеют отношение к вечности. Обладание ценной коллекцией чаще греет сердце и является предметом гордости и обсуждения только для узкого круга лиц. Но если коллекционер не всегда готов обнародовать своё имя и связать его с конкретными шедеврами, о художниках можно говорить всегда.

10 художников Владивостока, на которых стоит обратить внимание при создании художественной коллекции: 1. Геннадий Омельченко (1936 г.р.). Лидер абстракционизма Приморской школы живописи. Начинал как советский художник–реалист. Огромное влияние на творчество оказали труды философов XIX-XX вв.

2. Геннадий Кунгуров. (1952 г.р.). Выдающийся художник - график. Его навыки в станковой графике, эстампе, экслибрисе уникальны для искусства Приморского края.

3. Евгений Макеев (1959 г.р.). Участник группы «Штиль» – объединения художников, оказывающих наибольшее влияние на развитие художественной среды Владивостока в постсоветский период.

4. Евгений Пихтовников (1967 г.р.). Приверженец традиций импрессионизма и пленэрной живописи. Один из самых ярких пейзажистов Приморской школы живописи.

5. Илья Бутусов (1963 г.р.). Живописец с индивидуальным художественным подчерком, в основе которого лежит стиль письма и образ изображения, узнаваемый по вибрирующему цвету.

6. Михаил Павин (1958 г.р.). Владивостокский фотограф, изменивший представление о современной фотографии в местном сообществе.

7. Глеб Телешов (1966 г.р.). Фотограф, в основе творчества которого стоят эстетика и гармония.

8. Маша Ламзина (1983 г.р.). Известный fashion-дизайнер, обратившаяся к текстилю как традиционному материалу художественных произведений искусства. Использует как классические технологии, так и современные способы создания изображений на ткани.

9. Николай Гольдман (1983 г.р.). Художник-каллиграф, обращающий внимание на написание текстов как вид изобразительного искусства.

10. Андрей Дмитренко (1990 г.р.). Представитель молодого поколения художников, обладающий узнаваемым и оформившемся стилем.