Александр Городний

06.10.2020

 

Мир перевернулся!

 

*президент фонда «Артэтаж», директор музея современного искусства «Артэтаж», член Союза Художников России

@artetatage.art

 

Он посвятил свою жизнь созданию уникальной коллекции современного искусства российских и зарубежных художников и подарил эту коллекцию городу, мечтая создать здесь Музей современного искусства. Для людей! И вот, уже не первый год, он взывает к органам власти, чтобы у музея «Артэтаж», наконец, появился статус. Будет ли он услышан?!

 

Фото: Сергей Кирьянов

 

– Начнём с главного. «Артэтаж» существует уже более тридцати лет, из них семь лет как музей. Почему у музея до сих пор нет официального статуса?
– Переадресую ваш вопрос Думе города Владивостока и нашему мэру. С момента переезда галереи в Дом Дэнби на Океанском проспекте сменилось три мэра, а воз и ныне там. Ощущение, что никому ничего не надо. Новый вице-мэр Азат Ислаев, который с января курирует управление культуры и управление информационно-программного обеспечения, до сих пор даже не познакомился с предметом своего курирования.  За девять месяцев он ни разу не приехал в «Артэтаж» и в других музеях и галереях города был ли, сомневаюсь. Я устал писать письма и получать «дежурные» отписки. Тем не менее, вроде никто,  там,  в верхах, не отрицает важности вопроса, при этом никто ничего не делает.

 

– Официальный статус поможет решить главные проблемы музея?
– Безусловно. Нет статуса – нет соответствующего штата и далее все вытекающие проблемы! Официально мы прикреплены к бывшему детскому клубу завода «Радиоприбор», при всём уважении – там одни «бурановские бабушки» в штате. А музею нужны профессионалы. Я один, мне уже под 70 лет, и я прыгаю по лестнице, развешиваю картины, а сейчас со сломанной ногой… Нет статуса – нет финансирования программ, пополнения фонда значимыми  произведениями искусства, нет должной возможности содержать фондохранилище. Помимо всего, только под юридический статус можно  привлечь заинтересованный Попечительский совет, который бы снял многие финансовые нагрузки с бюджета города.

 

«Сюда приезжают молодые таланты со всего Дальнего Востока и уезжают в Москву или другие города и заграницы, где есть развитие и финансирование, где власти поддерживают искусство».

 

– При этом надо постоянно организовывать новые выставки, открывать людям новых художников.
– Именно. Художники не могут себя подать по-человечески! Сюда приезжают молодые таланты со всего Дальнего Востока и уезжают в Москву или другие города и заграницы, где есть развитие и финансирование, где власти и те же попечители поддерживают искусство. А сколько художников из Европы, Америки, Азии желали бы побывать во Владивостоке, представить своё творчество! У меня уже план 2021 года полностью забит и масса кандидатов ещё в очереди. 
Каждое утро я боюсь, как это довольно часто случается, что придёт на почту шикарное предложение, а я отказываю, потому что нет места во времени, нет  условий,  чтобы нормально подать экспозицию, принять художника.

 

– Музей современного искусства– это же просто клад для города для привлечения туристов и коллекционеров со всего мира.
– Так о том и речь! Вы видели рекламные буклеты для туристов? Там даже Музея Арсеньева нет, сплошные рестораны, гостиницы и ювелирные салоны. И это, на минуточку, в СТОЛИЦЕ Дальнего Востока! Нам надо СВОИ музеи и галереи развивать и продвигать, популяризировать СВОЙ город. А не «кормить» людей филиалами Эрмитажа и Третьяковки, как слышу я в ответ от чиновников. Я всегда привожу в пример наших соседей на берегу Японского моря – Музей современного искусства в Пусане (Museum of Contemporary Art Busan), Музеи современного искусства в Тояме, Ниигате и далее во всех японских префектурах. У некоторых  из них нет и доли того, что сейчас хранится в фонде «Артэтажа», зато есть помещения и финансирование. Там ценят современное искусство и вкладываются в него, ценят и российских художников-авангардистов. Там в галерее висит Пикассо и тут же рядом наш Бурлюк, понимаете!?

 

 

– Вы открыли «Артэтаж» с нуля и безвозмездно передали городу большую коллекцию произведений искусства.
– С одной лишь целью – создать Музей современного искусства во Владивостоке. И на этих условиях. В  2014 году я передал городу более 1300 картин и других арт-объектов, за шесть лет добавилось ещё около 600 единиц. Когда я создавал фонд, мечтал, что здесь будет «Модерн Арт» (The Museum of Modern Art), понимаете? Modern Art, в отличие от Contemporary Art, включает в себя весь 20-й век! Само понятие «модерн арт» и первые музеи современного искусства появились благодаря собраниям работ импрессионистов, экспрессионистов конца 19 – начала 20 века, включая наш русский авангард. Только представьте, нашему городу в этом году исполнилось 160 лет – примерно столько же, сколько современному искусству! И я бы хотел здесь для наших горожан и для туристов показать все эти пласты искусства, познакомить, слой за слоем, со всем многообразием направлений, течений и стилей.

 

– Показать эволюцию современного искусства?
– Да. И не только показать, а заставить думать! Цель современного искусства – рассказать о проблеме, просветить, показать то, что ранее у нас в стране не одобрялось и было даже запрещено, помочь осознать любой объект и субъект. Это один из способов познания мира и возможность развиваться в общем культурном пространстве.

 

«Вы видели рекламные буклеты для туристов? Там даже Музея Арсеньева нет, сплошные рестораны, гостиницы и ювелирные салоны. И это, на минуточку, в столице Дальнего Востока!»

 

– Расскажите об актуальных проектах.
– Сложно строить планы в условиях неопределённости. Этот год был очень сложным во всём мире из-за коронавируса. Мир перевернулся. В этом году мы планировали приезд художника-резидента из Новой Зеландии, скульптора из Австрии, десятую по счету Владивостокскую биеннале визуальных искусств в октябре… Всё встало на «паузу», люди элементарно не могут прилететь. В феврале успели побывать французы, 22 молодых художника из «Школы искусств» Гавра, потом границы закрыли. Из того, что удалось сделать, это в первую очередь наши местные достояния: персональная выставка к  95-летию Рюрика Тушкина, первая персональная выставка живописи архитектора и уже художника Евгения Яковлева, традиционная фотовыставка ко дню города «Посмотри на Владивосток». Недавно прошла прекрасная выставка живописца Виктора Норкина из Пензы, выставка графики талантливой Анастасии Гуровой из Омска. Сейчас на обеих площадках представлен международный выставочный проект «Дивный мир». В этом году мы также увидим первые персональные фотовыставки молодых авторов: Адама Домбраускаса и Полины Худяковой, выставку живописи Марии Санниковой. В планах более года стоит масштабный проект в декабре под названием «Музейная» – выставка работ из фондов «Артэтажа», приуроченная к Году музеев России в 2021. Поэтому я встречу новый год МУЗЕЙНО!

 

P.S. В день интервью журналист застала в «Артэтаже» искусствоведов и кураторов отдела новейших течений Третьяковской галереи. Они уже давно заинтересованы коллекцией и строят реальные прогнозы сотрудничества для широкого освещения современного искусства художников Владивостока.

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload